Оля (enka_letka) wrote,
Оля
enka_letka

Categories:

ЮА2014: Боливийские женщины

60% населения Боливии - это коренные индейцы. Две самые многочисленные индейские группы: аймара (2 млн) и кечуа (2.5 млн). Белое население составляет 15%, а остальные - это метисы. Судя по картам распределения кечуа и аймара, мы во время своей поездки встречали и тех, и других, но аймара видели существенно больше, поскольку с кечуа мы должны были пересекаться только в районе Уюни, а там мы видели существенно меньше людей, чем в Ла Пасе и в районе Титикаки. 88% населения говорит по-испански, наряду с многочисленными локальными языками, поэтому общаться нам предстояло именно по-испански, а не на языке жестов и мычания.

Когда я готовилась к поездке в Боливию, то усердно читала блоги и статьи на английском и русском языках "Что нужно знать туристу. Чего не следует делать. итп", чтобы не попасть в дурацкую или даже неприятную ситуацию в общении с местными жителями только оттого, что я поленилась прочитать доступную информацию. Одной из ключевых мыслей, которые я почерпнула при подготовке была следующая: ни в коем случае нельзя фотографировать местное население без их разрешения. Их нежелание быть на фото связано не со столь модной сейчас защитой privacy, а с метафизическими мотивами. Индейцы верят, что фотографирование как-то связано со злыми духами, сглазами и прочими вещами. Я читала советы, что можно подойти и вежливо попросить разрешения сделать фото, некоторые идут на встречу, но после того, как на острове Солнца одна тетя не разрешила мне сфотографировать (внимание!) ее ламу, я перестала предпринимать попытки. Но не рассказать о том, как выглядят местные женщины - это упустить целый пласт наших воспоминаний о Боливии, поэтому я насобирала на просторах сети подходящих картинок, про которые я могу сказать: "О! Вот такое мы видели!" и покажу их в этой записи. Ведь даже если я чудесно и во всех деталях опишу костюмы, все равно с иллюстрациями запись будет богаче. И, надеюсь, я не нанесу метафизического вреда изображенным моделям, ведь не я же их снимала.

Самым удивительным для нас, свежеприбывших в Боливию, оказалось то, что большинство женщин на улицах одеты в традиционные индейские костюмы и практически на наш неопытный взгляд неразличимы по фигуре, росту, волосам.
Вторым удивительным открытием было то, что помимо традиционно одетых приземистых и полных женщин-индейцев по центру Ла Паса ходит много стройных девушек в джинсах и балетках :) Мы их начали встречать, когда вернулись с Титикаки и гуляли с рюкзаками по центру Ла Паса, чтобы скоротать время до ночного автобуса на солончаки. К тому моменту мы уже привыкли, что все женщины вокруг выглядят одинаково, хотя и все равно непривычно для нас. А тут раз: и много вполне европейского вида девушек, причем ни в Чили, ни в Эквадоре мы столько стройных девушек не видели.

В этой записи речь пойдет преимущественно о женщинах-индейцах, потому что ни стройные девушки, ни местные мужчины ничем особенным не выделяются.



Уличные рынки дарят прекрасную возможность оценить картину во всей красе и буйстве красок. Наш первый нескончаемой длины рынок мы видели, когда ехали в маршрутке из Ла Паса в Копакабану. Мы ехали и удивлялись, тем более что с переднего сиденья, рассчитанного явно на одного человека, на котором мы сидели вдвоем, виды открывались отличные! Не всегда красивые, но обзор был хорошим. Первое, что бросается в глаза: это насколько ярко одеты местные женщины. Далеко не всегда сочетания цветов и узоров радовали мой глаз, но упрекнуть кого-то из них в блеклости и тусклости одежды случая не представлялось. Пышные, часто многоярусные яркие юбки, "пледы" на плечах, часто выполняющие роль заплечного тюка, старанные шляпы, чудом держащиеся на голове, длинные черные косы - вот такой образ боливийской женщины стоит у меня в голове.





Шляпы-котелки, которыми боливийские женщины традиционно дополняют свой образ, удивляли меня поначалу больше всего. Во-первых, на мой вкус шляпы такого фасона не слишком хорошо сочатаются с остальными элементами туалета, во вторых, они не украшали никого из нами встреченных, а в третьих меня и до сих пор мучает вопрос: Как? Как они крепятся на голове и не падают? Они же явно у многих обладательниц сильно меньше головы. Но сколько я ни пыталась рассмотреть повнимательнее, ответа на этот столько важный вопрос так и не нашла. Вспоминается анекдот "...как прибили, так и держится!".



 




Не все женщины носят котелки. Некоторые делают выбор в пользу джинсовых или матерчатых панам и даже соломенных шляп. Именно соломенные шляпы выглядели наиболее симпатично.










Следующая странная вещь - это "пледы-тюки". Конечно, некоторые женщины носят красивые шали, но их меньшинство, и потом шаль - это же напрактично. Если одеть "плед", то в нем и теплее, и можно использовать его как удобный рюкзак для ношения детей, товаров на продажу и вообще чего угодно! Тюки частенько бывают просто необъятных размеров и почему-то все вместе вызывает ассоциации с картинами кубистов: идет невысокая полная женщина, задрапированная в многочисленные слои ткани и несет на себе почти квадратный тюк размером с половину себя. По-моему отличная бизнес-идея - писать такие картины на продажу туристам. Что касается цветов пледов, то мы видели разные варианты, начиная от "классического домашнего пледа в клеточку", заканчивая традиционным местным в яркую полоску. Расцветки, как на фото ниже, очень типичны.












Вот эти красавицы явно позерки. Мы ни разу в одном месте не видели столько продуманно одетых женщин без одеял вместо шали. Аааа, наверное, они рекламируют модный магазин. Кстати, магазины женской одежды в центре Ла Паса строго делятся на две категории: для индейских женщин и для тощих и гламурных. Я не занималась там шоппингом, но меня до сих пор занимает такой вопрос: а где можно купить неиндейскую одежду больших размеров? А индейскую одежду на худую девушку? Этот вопрос остался для меня тайной.


На ногах чаще всего мягкие тапочки или туфли на плоской подошве. Видели немало женщин в босоножках, причем на босу ногу! А на улице было около +10 градусов. Впрочем, не все женщины пренебрегают соображениями тепла, некоторые носят колготки, некоторые - рейтузы или гетры.


В яркой толпе почти невозможно выявить момент, когда молодые девушки начинают выглядеть как все остальные индейские женщины. Мы видели крайне мало индейских девушек. Вся толпа обычно визуально делилась на две подгруппы: женщины и старухи. Несколько девушек, еще не полных, не умудренных жизнью, но уже одетых в традиционные костюмы, мы все-таки встретили. Девушка на фотографии похожа на девушек из моих воспоминаний. Но девушек было крайне мало, и я так и не поняла, почему с возрастом все приобретают одну фигуру и очертания тела? Да, от питания зависит многое, но ведь не настолько же.... Для меня это было удивительно.







Женщины-индейцы, как и положено индейцам, не очень эмоциональные и довольно сдержаны в проявлении чувств. Но такие улыбки, как на фото ниже, видели и мы.





Еще одна деталь внешности, которую мы так и не разгадали - это зубы. Мы встретили немало нестарых женщин с отсутствующими передними зубами, или с многочисленными металлическими зубами. Мне в какой-то момент даже показалось, что металлические зубы - это красиво по местным понятиям. Мы думали также, а не принято ли в Боливии бить жен и выбивать им зубы, но ответов на эти вопросы мы так и не нашли.





Еще одна типичная деталь - это две черные довольно тостые косы, спускающиеся вниз по спине. С такой прической ходят абсолютно все! Часто косички в конце связыватся вместе. На концах к косичкам многие привязывают что-то вроде черного длинного кудрявого меха, как на первом фото внизу. Это не свои волосы, я специально рассматривала вблизи. Для праздничных костюмов иногда к косам привязывают что-то поярче.





Немного магазинов и рынков. На первом фото: вид магазина для индейцев. Эти магазины обычно пронзительно яркие и цветастые. На рынках товар обычно продают прямо из мешков, но бывают и лотки.






Местные мужчины одеваются почему-то совершенно неинтересно и не примечательны ничем, кроме невысокого роста. Из-за низкого роста коренного населения дверные проемы часто делают довольно низкими, и поэтому С., который вроде бы не является великаном по европейским понятиям, несколько раз сильно и бесчисленное количество раз несильно приложился к дверным проемам.
Боливийские мужчины иногда носят шляпы, но самые обычные, никаких котелков. Абсолютно все остальные элементы одежды самые обычные. Мужчины, в отличие от женщин, не такие квадратные, они скорее просто коренастые.


По-испански боливийцы говорят вполне внятно, мы боялись, что у них будет очень своебразное произношение. Если бы их произношение было бы столько же необычно, как и костюмы, я боюсь, диалога не вышло бы вообще. После эквадора люди показались нам намного приятнее. На Галапагоссах на тебя все смотрят, как на мешок с деньгами, и если ты не платишь, ты никого не интересуешь. В Боливии такого отношения к иностранцам нет, хотя люди намного беднее, чем на Галапагоссах. Мы встречали и приятных, и не слишком приятных людей, но никто из них не вел себя так же, как эквадорцы. Помню тетушек-торговок фруктами на рынке в Копакабане. Это был наш первый день, мы прилетели с бесчисленными пересадками в Боливию, а потом еще 3 часа добирались до Копакабаны. Неудивительно, что я страшно тормозила, когда выбирала манго. Тетушки мне очень по-доброму помогли во всем разобраться. Кстати, манго в Боливии были просто великолепные! В Эквадоре и Бразилии мы не ели таких вкусных, как на Титикаке. Я тогда купила два вида по две штучки: одни похожи по виду на те, что продаются в Германии, только чуть меньше, а другие совсем крошечные. В магазинах цены одинаковы для местных и иностранцев, и, разумеется, стоит все очень дешево, а иначе: кто это вообще будет покупать в стране с 70% населения за чертой бедности?









Завершаю свой рассказ про колорит боливийских женщин картинкой-шуткой. Я нашла ее на пинтересте, и она сразу же была отобрана как "годная" для рассказа о Боливии. Многих делалей этому зайке не хватает, чтобы быть на 100% боливийским, а все равно очень-очень похож :)

Tags: Боливия, еда, испанский, магазины, поездки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ложечка как тест новых правил

    Моя любовь к АлиЭкспрессу с 1ого июля стала теперь явлением, скорее относящимся к прошлому :( Именно 1ого июля немецкая таможня выпустила новый…

  • мои лучшие макароны по-флотски

    Когда я прочитала задание осеннего марафона "рассказать, где лучшие обеды", то у меня не возникло ни тени сомнения в том, что лучшие обеды…

  • бесконечный обрыв, Марлен и Милица

    Вчера в цирке на тренировке мне наконец-то удалось разучить вход в бесконечный обрыв через замотку на бедрах и смену, которую я нашла на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments