Оля (enka_letka) wrote,
Оля
enka_letka

ЮА2014: Копакабана

Копакабана была нашим первым городом в Боливии, который мы увидели. Я не считаю за визит в Ла Пас аэропорт и ядерно страшные окраины, в Ла Пасе мы побывали потом, и даже два раза. Копакабана находится на высоте 3800 м над уровнем моря и это главный город на озере Титикака с боливийской стороны. Население около 6000 тыс. жителей и на их фоне резко выделяются толпы молодых туристов с рюкзаками. Самое важное наблюдение о туристах в Боливии, а мы видели их/нас за 6 дней немало - это то, что там нет детей, стариков, а также толстых. Все (ну ладно, 95%) - это молодые и худые ребята околостуденческого возраста с рюкзаками. Мы были там одними из самых старших. Это может показаться необычным, ведь мы были не в суровых джунглях, а просто ездили на автобусах, маршрутках, джипах и лодках. Ничего экстремального... Но на деле Боливия - это действительно страна, куда стоит ехать строго без маленьких детей, без лишнего веса и других проблем со здоровьем, с рюкзаками и без особенных претензий на уют. Слабый в Боливии не выживет, поскольку горная болезнь + пыльный удушливый воздух пустыни Альтиплано + отсутствие возможности помыться и прочих человеческих радостей могут сломить почти любого. Рассматривая фотографии, я в восхищении, что побывала в Боливии, и я очень советую поехать туда всем, кто подходит под вышеуказанные критерии, но сама я больше туда не хочу, одного раза для получения многогранных впечатлений вполне хватило. Мы не были в джунглях Амазонии? Не страшно, а если уж мы захотим в джунгли, то полезем туда с бразильской стороны.

Вид с горы на Копакабану. Выше влезть я не решилась, поскольку была одна, в неподходящей для лазанья обуви и с большим фотоаппаратом.

Мы вышли из маршрутки и побрели по направлению к воде, по дороге подыскивая место для завтрака. Увидели и сфотографировали церковь. Оказывается, это была главная базилика города (Basilica of Our Lady of Copacabana) имени покровительницы и это известное святое место у паломников в Боливии.

На площади, где находится базилика, было много разных кафе и магазинчиков. Мы нашли открытую с названием "Pan America Bakery and Pizzeria" и зашли туда. За прилавком была женщина совершенно неболивийского вида, но я уже так устала пытаться хоть кого-то сподвигнуть говорить со мной по-английски, что заказ машинально сделала по-испански. А женщина, пока готовила заказ, о чем-то разговаривала с мужчиной, сидящим рядом с ней. И разговаривали они на смеси испанского и английского! С. решил их спросить, откуда они. Выяснилось, что они американцы, они уже довольно давно живут в Копакабане, и кафе - это всего лишь дополнительное направление их деятельности, а главным образом они миссионеры и обучают детей. Нам был продемонстрирован толстый альбом со счастливыми лицами обучаемых. Мы благоразумно решили не спрашивать, к какой конфесси они относятся, а то мы застряли там на лекции еще надолго, а нам надо было держать путь дальше. Мы оставили им отзыв в книге на русском языке, потому что хозяйка очень любит отзывы на разных языках. Для нас было большим счастьем пообщаться с кем-то по-английски и получить пару советов по ориентации в городе. Еда была нормальная, цена ниже среднего для Боливии: я съела киш, а С. слойку с мясом до конца не доел, ему помогала я, потому что в тот момент С. уже начала накрывать "горнячка". Завтрак на двоих обошелся нам в 40 BOP (около 6 долларов). Кофе в этом кафе был поганый, но справедливости ради надо сказать, что в Боливии вообще весь кофе был поганый: эдакая коричневая бурда с молоком, причем еще и не горячая. Кстати о кофе: в Чили и Эквадоре я тоже ни разу не пила нормального кофе, только в Бразилии в аэропорту был неплохой. Южная Америка - это континент кофе, но нормальный кофе там отыскать тяжело. Лучший кофе, который я там пила - это тот, что я молотым привезла из Германии и что я сама себе варила по утрам в русской турке.
После завтрака мы сразу же купили в аптеке таблетки от горной болезни. Предупрежден - значит вооружен!

Найти пирс от остановки маршрутки было очень простым и интуитивно понятным делом. Нужно было просто идти вниз по единственной главной улице, усыпанной пестрыми сувенирными магазинчиками и кафешками для туристов на любой вкус. В одной из контор по продаже билетов на лодки, экскурсионные маршруты и туристические автобусы мы купили себе простые билеты на остров Солнца в один конец. Сколько точно стоили билеты, я уже не помню, но что-то вроде 30-40 BOP за двоих. Мы оставили рюкзаки в туристической конторе и пошли гулять. Поездка на остров Солнца у нас тоже была запланирована, так же, как и ночевка там. Если бы мы были на озере чуть дольше, то можно было бы еще сплавать на остров Луны, но на него времени уже не оставалось.

До отплытия у нас было еще около 3 часов. И хотя у С. уже началась горная болезнь, мы все-таки решили прогуляться. А тут она! Гора! Та самая, с которой все делают знаменитые фото с видами Копакабаны. Значит, и нам туда надо! Все равно мы уже были готовы погибнуть от горной болезни, так зачем терять время и сидеть возле пирса, если сам город в любом случае уже на высоте 3800 м?!

И мы пошли гулять по лесу по горе. У нас с С. есть шутка, которая прижилась после прохождения маленького и крайне дурацкого теста во времена медведо-юмора: "Какой вы медвед". Там были 3 лаконичных вопроса:
1) где вы любите гулять? (правильный ответ "в лису")
2) что вы думаете о людях? ("они такие забавные!")
3) как вы их приветствуете? ("превед111!!!")
Так вот я неплохой медвед и действительно люблю гулять ВЛИСУ!!! В том числе в боливийском лесу у подножия горы.

Примерно в этот момент у С. закончилось здоровье и он был вынужден сесть на пенек съесть пирожок на камень и страдать от горнячки. А у меня в тот момент еще не накрыло, и я продолжила скакать по горам и снимать пейзажи.  На первом фото С. сидит так, как я его оставила, а на втором лежит так, как я его нашла, когда слезла с горы.
Что мы знали о горной болезни до этого? Не так много, хотя меня однажды разбило от нее очень сильно. Мы были в Швейцарии в Альпах с Маринкой и Машей и поднимались на Кляйн Маттерхорн (3885) из Церматта (1600). Сверху было пронзительно красиво и удивительно по-зимнему ясно, хотя это был май. На смотровой площадке я чувствовала себя нормально, хотя и выглядела по словам Маринки как пленный француз. Проблемы начались, когда мы спустились вниз в деревню. Вот там-то меня и разбило: сильная тошнота, дурнота и головные боли, и я ничего не могла с этим поделать до самого вечера. Отпустило меня только утром следующего дня. Из-за этих неприятных воспоминаний я даже отказалась потом подниматься на Цугшпитце, когда мы были в Альпах с семьей.

Мы с С., конечно, ожидали, что в Боливии нам может быть плохо, ведь все наше пребывание там мы должны были быть в высокогорной части страны: Ла Пас (3600), Титикака (3800), Уюни и солончаки (3650-4300). Путешественникам, желающим насладиться высокогорной Боливией, обычно настоятельно рекомендуют прилетать в более низкорасположенные области, и постепенно продвигаться в высокие. А если уж так получилось, что сразу пришлось начать свой визит на высоте, то первые несколько дней нужно ничего не делать, по возможности просто лежать в отеле и привыкать к высоте. Все это мы знали, но у нас не было нескольких дней, чтобы просто лежать в отеле. Это только кажется, что месяц в Южной Америке - это очень много. На самом деле, это совсем чуть-чуть, и мы не хотели терять драгоценное время. Поэтому я читала советы, как бороться с горной болезнью и выписывала волшебные слова: "Mate de Coca. Sorojchi Pills". Туристам рекомендуют пить чай из листьев коки, его можно получить в любом кафе, а также купить чайные пакетики в любом магазине. Кокаин обладает стимулирующим действием и должен по идее подавлять реакцию на высоту. Местные жуют листья коки, чтобы быть в состоянии работать по 18 часов без перерыва, поскольку кокаин отбивает аппетит и чувство усталости. В Боливии своеобразное трудовое законодательство, но там весьма неплодородные земли и плохо развитая промышленность. Чтобы выжить, нужно работать много, и без коки этого, очевидно, не сделать. Свою первую же чашку чая из коки мы выпили в кафе у американцев после кофе. На вкус довольно противно, но если представить себе, что это лечебный чай, то пить вполне можно, это не хуже травяных настоев, которыми поят детей в детстве при болезнях. И вот что удивительно: на меня чай из листьев коки не оказывал вообще никакого действия. Меня как накрыло, так и не отпускало до самого конца. А на С. листья коки действовали очень локально: они не помогали от горнячки, зато убили у него аппетит, да так основательно, что его пришлось еще восстанавливать и в Бразилии, и даже уже дома в Германии. Есть ему не хотелось вообще, только по сильной головной боли он определял, что забыл поесть, а до этого - никаких нормальных реакций организма на отсутствие пищи.

Я почти все время в Боливии сидела на таблетках сорохчи (вот только что нашла даже сайт этих таблеток с дивной рекламой!). Они продаются в любой аптеке поштучно, пить их нужно/можно 3 раза в день. С. пил их со мной первые пару дней, а потом перестал. За исключением отсутствующего аппетита он был более или менее в порядке. А я пробовала отказаться от зависимости, но как только я переставала пить волшебные капсулы, мне становилось хуже. И судя по отклику С. была злая как волчица, р-р-р!!!

Мое последнее селфи в Боливии до горной болезни. А также это моя последняя фотография в помытом виде. Следующее помытое фото у меня будет через 5 суток, т.е. в день перед отъездом из Боливии. Что такое боливийский душ, мы в ту поездку вкусили сполна, точнее так: С. еще рискнул пару раз вкусить, а я предпочла более суровый вариант, и не мылась с 18 (последний раз в Эквадоре) по 25 октября вообще. Это была вынужденная мера, но я была слегка простужена, страшно мучалась от горной болезни, к вечеру в Боливии очень холодно, и я не могла замотивировать себя пойти мыться под холодной водой. Я понимала, что последствия такого мыться могут быть хуже, чем если я просто не буду мыться вообще. Горячая вода у нас теоретически должна была у нас быть 4 ночи из 5, что мы ночевали не в самолете или в автобусе, но была только в самом последнем хостеле :( Но нам ли, которые даже в Германии как-то раз на 9 дней остались не просто без горячей воды, но еще и без электричества в собственной квартире, а потом жили там еще целую зиму, а нагреватель работал лишь условно, бояться отсутствия горячей воды? Честно говоря, если бы я совсем не мучалась от горной болезни или наелась бы более сильнодействующих грибов, то мне было бы все равно, что помыться я не могу.

Копакабана с горы особенно красива и остановиться делать похожие фотографии невозможно. Я не долезла до самой вершины горы: я шла со стороны, где нет тропинки, а карабкаться по осыпающемуся склону в не предназначенных для этого тапочках, одной, без надежных рук С. и с огромным фотоаппаратом на шее я не рискнула. Тем более, что нужно было спуститься и посмотреть, как там С. Туристов по горе бегало очень мало, я видела издалека двух-трех человек, хотя в городе на главной улице были толпы наших собратьев.

В Боливии в пределах высокогорий Альтиплано очень стабильная погода: днем круглый год +15+20, а ночью температура падает до +2+12 градусов в зависимости от сезона. И хотя ночью температура не такая уж низкая, в сочетании с высокогорьем это приводит к тому, что находиться на улице ближе к ночи лучше не стоит, по крайней мере, точно не на солончаках. Вода в Титикаке весь год около 10-12 градусов, но по ночам вода у берегов нередко покрывается льдом. Растительность не отличается слишком большим разнообразием, но я все-таки нашла пару видов цветов. Еще, что удивительно, на берегах на такой высоте встречаются не просто деревья, но даже целые рощицы. На Маттерхорне на этой же высоте полярная пустыня и вообще вечнозеленый ледник.

Мы спустились вниз, и тут подруга-горнячка подобралась и ко мне. До отплытия было еще больше часа, а ничего не хотелось, если только полежать где-то. И хотя было уже обеденное время, мысль о еде особенного энтузиазма не вызывала, даже у меня. Поэтому мы лежали на каменной лавке недалеко от пирса и ждали отплытия. В какой-то момент, вспомнив об острой нехватки еды на Исабеле, я решила, что должна заставить себя сходить за фруктами на рынок, пока мы не уплыли с континента на остров и оставила С. лежать одного.

Рынок в Копакабане расположен в каменном здании-шатре и весьма живописен. Сама я стеснялась фотографировать места, где есть люди, чтобы не обижать их метафизические чувства, но многие другие путешественники не слишком стеснялись, поэтому я нашла несколько хороших красочных фото рынка. Я не ожидала после Эквадора и особенно после Галапагосских островов, что выбор овощей и фруктов в Боливии меня может порадовать. А выбор вот взял и порадовал! Я нигде в мире больше не видела таких огромных и спелых авокадо.... Ах, ну почему мы не остались пожить на озере пару дней в каком-нибудь месте, где можно готовить самим? Я бы тогда обязательно накупила разных овощей и фруктов и можно было бы насладиться боливийской фауной. А так мне оставалось только пощупать красивые авокадо, полюбоваться на буйство красок на рынке и купить 4 манго: 2 небольших и 2 миниатюрных.

На улицах было много палаток с "хрустяшками". Я до сих пор не знаю, что это было, нам обоим было слишком дурно, чтобы решиться выбрать на пробу пару сортов, но многие боливийцы покупают внушительные кульки этих хрустяшек с собой в дорогу. Они бывают разные, некоторые по виду напоминают что-то бобовое, некоторые - поп-корн, а некоторые что-то совершенно странное.

Но пришло время ехать на остров Солнца. Мы так не смогли пообедать, и поэтому решили, что просто съедим хлеб и консерсы из тунца, привезенные с Галапагоссов. И пока мы ждали отправления лодки, мы как раз успели пообедать, точнее, запихнуть в себя какую-то еду.
Лодка от Копакабаны до южного порта острова Солнца Yumani идет примерно 1.5 часа. Красивые виды по дороге были только в начале и ближе к концу поездки, а так нужно просто сидеть и терпеть. Чтобы к горной болезни не добавилось еще и укачивание, мы закинулись колесами по полной. Лодку. конечно, качало неприятно, но на обратном пути мы обошлись без колес.
В лодке с нами ехало много французов. Вторым по частоте языком был английский. Немецкий мы слышали не очень много, меньше, чем, скажем, в Эквадоре. Русского я языка за все время не слышали ни разу. И если мы где-то говорили, что мы из России, то это вызывало сильное удивление.

Tags: Боливия, английский, испанский, поездки

• Алегретта и Джульетта

Прошлая неделя выдалась невероятно рыбной, но вовсе не потому, что я съела рекордное количество рыбы, а потому, что сплела двух новых рыб из…

• зайцы Гаучо добрались!

Вчера посылка с зайцами гаучо для Ани girafanya и Лёши istanaro наконец-то добралась до адресатов. У зайцев была долгая…

• Ежевичка, суши-торт и "Пандемия"

В четверг я довязала новую игрушку-амигуруми: лалилалу Ежевичку, а вчера вечером Ежевичка от меня уже уехала, поскольку, дополненная расцветающим…