Оля (enka_letka) wrote,
Оля
enka_letka

Category:

Norway2016: параболические прыжки и прочее дорожное

Знаете, о чем я думаю, когда вижу дорожные знаки, указывающие, что на данном участке возможны кратковременные олени местами с порывами? Я всегда прослеживаю взглядом возможную параболическую траекторию их прыжков через дорогу! В Германии олени нарисованы на знаках таким образом, что если бы милые животные строго следовали бы немецкому орднунгу, то они легко перескакивали бы через автобаны единым парящим прыжком, вообще не задевая машины!
А знаете, что я в первую очередь заметила в Норвегии, когда увидела знак с прыгающим оленем? А то, что норвежские олени очевидным образом прыгают через дороги по более плоской параболе! (см. два первых знака на коллаже ниже). Я не знаю, случайно ли это, или связано с логичными причинами как то: 1) более строгие ограничения скорости => менее опасно для оленей и не нужно прыгать так высоко; 2) более холодная погода и не стоит растрачивать ресурсы организма на высокие прыжки, а то так и замерзнуть можно; 3) другие культурные традиции, то ли в желаемой высоте при прыжках, а то ли и вовсе в рисовании дорожных знаков?!
И знаете, о чем я подумала, когда увидела знаки, предупреждающие о том, что норвежские лоси могут пересекать дороги? О том, что лоси - это не какие-нибудь там олени. Лось - это горделивое животное, несущее груз ответственности рогов на своей огромной туше мудрой голове. И именно поэтому никуда ни по какой параболе скакать он не будет. А будет мееееедлееееенннно-премеееедлеееннно брести через дорогу. И именно поэтому, а также потому что наел себе внушительную массу тела, он так опасен.

И как же хорошо, что лосей за нашу поездку мы не встретили! А встретили всего одного оленя, да и тот не скакал по своей изящной норвежской параболе, а всего лишь дал деру с небольшой дороги в лесу, по которой мы ехали. Правда некоторую опасность он все-таки создал, так как стоял сразу за поворотом, да еще и после существенного поперечного излома дороги, так, что не снизь С. скорость - точно бы влетели. А еще мы видели одного зайца, а С. встретил много заячьих следов на снегу на прогулке по Дальсниббе, когда мне поплохело и я сидела в машине. И это кажется все, что я имею сообщить о встреченных норвежских животных.



В Норвегии, помимо "лосёвых знаков" также нередки знаки, рекомендующие снежные цепи, по крайней мере грузовикам. Мы, кстати, снежные цепи с собой возили, и когда ездили на своих летних шинах по снежным перевалам, это внушало нам определенный оптимизм. Хотя до надевания цепей дело так и не дошло. Цепи-то у нас появились еще в конце 2011 года после поездки в Чехию и Польшу на Рождество и НГ. Тогда мы внезапно осознали, что по нечищенным польским горным дорогам без них ездить просто опасно. Но после покупки никто их так и не носил.

По сравнению с Германией в Норвегии намного более жесткие ограничения скорости. Езда по городу с максимальной скоростью 50 км/ч - это вполне нормально. Есть жилые зоны с ограничением 30 км/ч, и это тоже было вполне привычно. В любом случае, именно по городам мы ездили не так много. А вот общее ограничение в 80 км/ч за городом показалось нам несколько унифицированным, так же как и "автобаны" с общим ограничением 100 км/ч. Иногда нам везло и выпадали участки, где можно было ехать аж 110 км/ч. Но на этих участках можно было бы легко и 130. А штрафы в Норвегии такие, что сильно нарушать слишком накладно. Сами норвежцы при этом нарушают, но не слишком нагло, и только на тех участках, где камер замечено не было. А камер меж тем стоит много, а иногда попадаются еще "двойные камеры", измеряющие среднюю скорость на определенном участке. Один раз мы даже видели полицейскую машину, которая как раз остановила нарушителя. Да, очевидно, что более низкие скорости должны вести к более низкой смертности от ДТП. Но мне кажется можно было бы ввести чуть более гибкую систему знаков. Скажем, на серпантинах и не нужно разрешать ездить быстрее. А вот на ровных хороших дорогах на участках с "положительной историей" можно разрешить чуть быстрее. Но это скорее размышления, чем реальные жалобы. Машину-то водила не я...
В сильных пробках мы не стояли, больших задержек в пути по вине неорганизованного дорожного движения, паромов, аварий или затяжных строек у нас не было. Все перемещения по Норвегии у нас проходили достаточно хорошо в согласии с планом, и если мы где-то задерживались, то по собственному желанию, чтобы посмотреть на очередной красивый вид, водопад, фьорд. Или просто поесть и отдохнуть. Однако обратная шестичасовая дорога до Осло со скоростью 70 или 80 просто усыпляла. Оказалось, что ехать несколько часов со скоростью 80 гораздо более утомительно, чем со скоростью 150 или даже 170.

Ближний свет должен быть постоянно включен. Но мы и ездили по местам, где очень-очень-очень много туннелей. При этом бросается в глаза, что строительство новых дорог, туннелей и мостов в Норвегии идет полным ходом. Наш навигатор, у которого необновленные карты 2011 года, многих мостов и туннелей не знал. И тут очень пригодились скачанные перед поездкой бесплатные карты maps.me. На самом деле, это просто бесподобная программа. Там ислючительно подробные карты, закачивать их можно порциями, т.е. только нужные области конкрертной страны. Есть навигация, отмечены разные достопримечательности, магазины, заправки, отели, кемпинги... Они нам очень помогли в эту поездку. И теперь я вообще не представляю, как фирма TomTom может нас замотивировать купить обновления карт за 60 евро? Мы можем купить за 5 евро присоску-крепление для машины и пользоваться телефонами для навигации.
Мы впервые видели в туннелях круговые перекрестки. Они подсвечены синим цветом, это удобно и красиво. А еще длинные спиральные туннели, тоже были необычны.

На фото: неизвестный (и довольно смазанный :) туннель, снятый 5.08 action камерой.


За всю поездку внутри страны мы 5 раз ездили на небольших паромах через фьорды, причем в первый раз из Ставангера в Тау проехали бесплатно! С нас так никто и не пришел собирать деньги и мы нигде не нашли указателя, где можно заплатить. На выезде мы спросили сотрудника:
- Мы не заплатили за проезд. Где можно это сделать?
Сотрудник махнул и рукой и сказал:
- А, ничего! Заплатите в следующий раз!
Вот незадача, но мы не собирались из Тау ехать обратно в Ставангер, оттуда мы направлялись дальше на север, и шансы заплатить в следующий раз у нас уже не было. Точнее, мы честно заплатили все следущие разы на других четырех паромах, но там все было совершенно очевидно с оплатой.
Расценки на тех паромах, где мы были, такие: за легковую машину + 1 дополнительный человек мы заплатили 103-107-103-112 NOK, что примерно по 12 евро за поездку. "Бесплатный" паром стоил бы чуть больше, но сколько точно, мы так и не узнали. На все маленькие паромы больших очередей мы не встретили. Мы просто подъезжали, вставали в хвост очереди, дожидались парома (это занимало не более 10-15 минут), потом все машины сразу погружались и мы плыли. На всех паромчиках можно выходить, залезать на верхние палубы, смотреть сверху. Есть туалеты, каюты, где можно посидеть и даже небольшие рестораны с традиционным набором фаст-фуда. И это для путешествия в 10 минут! И ведь были даже люди, которые за такую поездку успевали что-то поесть в паромном кафе! Я успевала обычно только сбегать на палубу, сфотографировать или снять. Ну еще максимум сбегать в туалет :)

На фото: погрузка на паром Ставангер-Тау утром 5.08. С видом на город, который мы, признаться, толком и не видели. Но это и не было целью.


В Норвегии строительство дорог (и их вариантов в виде туннелей и мостов) идет очень интенсивно, но и деньги за это тоже собирают очень интенсивно. Перед поездкой я зарегистрировала нашу машину на специальном сайте, чтобы счета за проезд нам присваивались автоматически и потом нам бы их просто прислали. Можно было снабдить учетную запись и данными кредитки, но никакой выгоды в этом я так и не усмотрела, поэтому теперь мы просто ждем счетов за платные участки дорог и платные мосты. Платных участков мы особенно много встретили на обратном пути, когда с фьордов ехали через Осло обратно на паром. Там мы обычно ехали по "автобану", и там платные участки идут один за другим. Я ожидала, что перед каждым платным участком будет окошко для оплаты, чтобы те, кто в системе не регистрировался, мог бы заплатить. А для тех, у кого такая регистрация уже есть, могут проезжать, не останавливаясь. Но в реальности мы не встретили НИ одного пункта сбора денег на государственных дорогах. Везде расставлены знаки, что мол начинается платный участок, стоит столько-то для легковых и грузовых авто. И висят камеры, фиксирующие номер. "Женщину вынули, автомат поставили". Как в "Кин-дза-дзе". Несколько раз мы ездили по частным платным дорогам. Там без оплаты шлагбаум тебя уже никуда не пустит, причем почти везде тоже нет сотрудников, и очень часто наличку не принимают вообще. Оплатить можно только кредиткой. И дан номер телефона на случай проблем :) Ах да, еще бывают инструкции, и даже на английском:
- вставьте карточку для оплаты
- следуйте указаниям на окошке терминала!
А дальше терминал тебя начинает что-то вопрошать уже по-норвежски! И плох тот турист, кто не разберется! Не видать тебе платной дороги и скрытых там красот!!! Со знанием немецкого, а также благодаря каким-то догадкам и общим соображениям, мы каждый раз как-то справлялись. Но хочу отметить, что если перед поездкой мы думали, что платные дороги, да еще и частные - это хорошие дороги, то теперь мы так не думаем. На деле все эти частные дороги оказались весьма плохонькими, и государственным дорогам проигрывали. А высокогорная дорога Aursjøvegen и вовсе заняла абсолютное первое место по раздолбанности из всех норвежских дорог! На ней за исключением примерно 1% пути даже отсутствовал асфальт!!! Но эти дороги и нужны не для того, чтобы насладиться комфортной ездой. Это своего рода плата за проезд к бесплатным достопримечательностям. И это плата за возможность не тащиться пешком много лишних километров. Даже по раздолбанной дороге на машине все равно можно добраться быстрее.

На фото: платный мост Hardangerbrua, по которому, вот незадача, мы случайно проехались аж три раза. Будем считать, что уж очень он нам пронравился.


В Норвегии очень, на мой личный взгляд, зловещая социальная реклама на дорогах. Все правильно: нужно убеждать граждан пристегивать ремни безопасности и не превышать скоростной режим. Дорога - это опасное место. Но когда там много туннелей и так много дождей, плакаты, на которых изображены то ли девочки, а то ли привидения, или "пристегивающие" люди... По началу, да признаться, и до самого конца мне эти плакаты внушали некий потусторонний ужас. Даже с длинными туннелями я к концу поездки примирилась: в них хотя бы не льет, как из ведра. "Всегда хорошая погода" - это про туннели! Хотя с потолка тоже иногда капало.


А что касается цен на бензин, то тут мы были ислючительно довольны. 1.55 евро в Норвегии против 1.3 в Германии - это не та разница, из-за которой мы склонны переживать. Вот то, что нам удалось не жить в отелях за 180 евро за ночь - это доблесть! На топливе в любом случае сильно не съекономишь. А вот на отелях и еде в определенной степени можно. Тут все зависит от толерантности. И аппетитов :) Совершенно случайно узнала, что в Норвегии есть закон, разрешающий любому путнику поставить свою палатку на одну ночь на любой территории, даже на частной. Т.е. вообще где угодно! Но даже если бы мы об этом и знали, ехать с палаткой мы были морально не готовы. Физически купить палатку - это можно. Но такой тип отдыха надо любить, а иначе зачем себя мучить?!

Каковы наши суммарные дорожные расходы в Норвегии, я пока совсем не представляю. Все понятно только с паромами: 4 мелких парома по примерно 12 евро за штуку и две переправы Дания-Норвегия-Дания (190 евро за два рейса). Считать все частные дорогие мне прямо сейчас лень, но там как раз и не должно быть сильно много, сравнимо с мелкими паромами по затратам. +выезд (!) с парковки Прекистулена 150 НОК, въезд (!) на парковку к "Ледяному дракону" 40 НОК. За бензин примерно 380 евро. Амортизация машины - это вопрос слишком философский, чтобы переводить его в денежную плоскость. Ну, а сколько мы уж там наездили по государственным платным дорогам, это мы узнаем со временем.

Update 03.04.2017: за пользование дорогами мы заплатили 108 евро.
Tags: машина, поездки, фотки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • осеннее море

    Сегодня после обеда мы ездили погулять у моря и по лесу в Торфбрюке, пока погода была довольно солнечная, хотя и весьма ветренная и холодная.…

  • Picсola Сицилия

    За несколько последних дней я прочитала роман современного немецкого писателя Даниэля Шпека "Picolla Сицилия" (2018). У Шпека я читала до…

  • День Снежного барса

    Сегодня 23 октября отмечается международный день снежного барса (он же ирбис, он же снежный леопард). День был объявлен в октябре 2013 года в Бишкеке…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments