Оля (enka_letka) wrote,
Оля
enka_letka

Category:

кричащий Мунк - подборка

Стоило мне вспомнить про "кричащего человека на весах", как вспыл еще один милый "кричащий человек, обливающийся ледяной водой" в рамках некогда популярного ice bucket challenge. Сам челлендж не слишком меня тогда впечатлил, а вот высокое искусство на тему понравилось. Но почему-то мне раньше не приходило в голову, что раз я люблю уже целых две пародии на картинку Эдварда Мунка "Крик", то стоит взглянуть и на другие "шедевры" :)
А там... А там просто клазедь красоты и творческих находок!
Нашла прекрасную статью с большим колличеством иллюстраций, и еще вот тут тоже очень много картинок. Сохраню-ка и себе тескт на память вместе с собранной коллекцией "Страстей по Мунку".





Серию картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, созданную в промежутке между 1893 и 1910 годами и обобщенную им под названием «Крик» — можно отнести к разряду феноменов культуры. Образ кричащего от ужаса существа, написанный в ХIХ веке, считается основополагающим произведением экспрессионизма. Но в конце XX века, он неожиданно обретает статус символа поп-культуры. По количеству ремейков, мемов и пародий картинный образ Мунка стал наиболее часто воспроизводимым в мире. А когда образ из художественной культуры входит в массовое сознание – можно говорить о важном культурном явлении.



Сюжет кар­ти­ны Мун­ка был осно­ван на его соб­ствен­ных ощу­ще­ни­ях, опи­сан­ных в его днев­ни­ке в 1892 году. «Я шёл по тро­пин­ке с дву­мя дру­зья­ми — солн­це сади­лось — неожи­дан­но небо ста­ло кро­ва­во-крас­ным, я при­оста­но­вил­ся, чув­ствуя изне­мо­же­ние, и опёр­ся о забор — я смот­рел на кро­вь и язы­ки пла­ме­ни над сине­ва­то-чёр­ным фьор­дом и горо­дом — мои дру­зья пош­ли даль­ше, а я сто­ял, дро­жа от вол­не­ния, ощу­щая бес­ко­неч­ный крик, прон­за­ю­щий при­ро­ду» Одна из работы Мун­ка из серии “Крик”, выпол­нен­ная пасте­лью, была про­да­на за рекорд­ные 119 млн.долларов на аукционе.




На кар­ти­не изоб­ра­же­но имен­но то место, где его охва­ти­ло ужас­ное чув­ство. Пей­заж за фигу­рой вовсе не вымыш­лен­ный. Это запу­щен­ный рай­он Эке­берг, в окрест­но­стях Осло, где часто слу­ча­лись само­убий­ства. Непо­да­ле­ку нахо­ди­лась пси­хи­ат­ри­че­ская лечеб­ни­ца, куда была гос­пи­та­ли­зи­ро­ва­на люби­мая сест­ра Мун­ка, с диа­гно­зом мани­а­каль­но-депрес­сив­ный пси­хоз. В довер­ше­ние, у осно­ва­ния уте­са сто­я­ли бой­ни, отку­да доно­си­лись прон­зи­тель­ные кри­ки живот­ных. Узна­ва­е­мые дета­ли – фьорд, лод­ки, ста­рая цер­ко­вь ока­зы­ва­ют­ся в неко­ем апо­ка­лип­ти­че­ском ланд­шаф­те, пере­да­ю­щем угне­тен­но­сть мира, а кро­ва­вый закат ста­но­вит­ся сосре­до­то­че­ни­ем кош­ма­ра.




Мун­ку было все­го 29 лет, когда он напи­сал кар­ти­ну «Крик», но твор­че­ское нова­тор­ство худож­ни­ка шоки­ро­ва­ло совре­мен­ни­ков. С одной сто­ро­ны, боль­шин­ство его кол­лег, в том числе Тулуз Лотрек, воз­му­ща­лись «вар­вар­ской» тех­ни­кой Мун­ка и не вос­при­ни­ма­ли агрес­сив­ную эсте­ти­ку его работ. (Ведь конец 19-го века был посвя­щен куль­ту физи­че­ской кра­со­ты, озна­чав­шей, преж­де все­го, – спо­кой­ствие, чув­ство удо­вле­тво­ре­ния, как на лице Моны Лизы). С дру­гой сто­ро­ны, – искус­ство­ве­дов оглу­шил кон­цеп­ту­аль­ный под­ход авто­ра. Его идея была пара­док­саль­на: по опре­де­ле­нию кар­ти­на мол­чит. Но худож­ник дол­жен заста­вить ее кри­чать.


Конеч­но, кри­ча­щих людей изоб­ра­жа­ли и до него, но Мунк изоб­ра­зил само явле­ние кри­ка. Это было нова­тор­ством в живо­пи­си. Ник­то не изоб­ра­жал до него звук, осо­бен­но звук, эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ный. Вол­но­об­раз­ные линии пей­за­жа, буд­то эхо, повто­ря­ют закруг­лён­ные кон­ту­ры голо­вы и широ­ко рас­кры­то­го рта — как если бы звук кри­ка отда­вал­ся повсю­ду. Замыс­ло­ва­тые, нере­аль­ные изги­бы линий в изоб­ра­же­нии цен­траль­ной фигу­ры и при­ро­ды (напо­ми­на­ю­щие полу­безум­ный ван­го­гов­ский стиль) напол­ня­ют ком­по­зи­цию энер­ги­ей и дра­ма­тиз­мом. В 1895 году Муне создал лито­гра­фию — упро­щен­ную чер­но-белую вер­сию сво­ей кар­ти­ны, чем открыл ящик Пан­до­ры: путь к ее мас­со­во­му тира­жи­ро­ва­нию с помо­щью типо­граф­ских тех­но­ло­гий. Пер­вы­ми этим заин­те­ре­со­ва­лись пред­ста­ви­те­ли аме­ри­кан­ско­го поп-арта, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щие тему серий­но­го про­из­вод­ства искус­ства. Но это было лишь нача­ло...



Выяс­ни­лось, что «Крик» иде­аль­но под­хо­дит куль­ту­ре пост­ин­ду­стри­аль­ной эпо­хи, под­вер­жен­ной эпи­де­мии пост­мо­дер­низ­ма, где все стро­ит­ся на цита­тах из про­шло­го и под­вер­га­ет­ся вто­рич­ной обра­бот­ке. Кар­ти­на Мун­ка ста­ла поп-«иконой», образ кото­рой начал мас­со­во рас­про­стра­нять­ся в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве подоб­но вирус­ной рекла­ме. Все­ми узна­ва­е­мый сюжет кар­ти­ны широ­ко экс­плу­а­ти­ру­ет­ся созда­те­ля­ми рекла­мы, мульт­се­ри­а­лов и раз­ных шоу. Кро­ме того, образ ока­зал­ся нескон­ча­е­мым источ­ни­ком для созда­ния иро­нич­ных интер­нет–мемов, смай­ли­ков и комик­сов. Пси­хо­ло­ги объ­яс­ня­ют это тем, что за иро­ни­ей совре­мен­ный чело­век пыта­ет­ся скрыть испуг от осо­зна­ния сво­ей хруп­ко­сти и неза­щи­щен­но­сти, испуг, кото­рый он ощу­ща­ет гля­дя на апо­ка­лип­ти­че­скую кар­ти­ну мира гла­за­ми Эдвар­да Мун­ка.






Но не толь­ко web-пау­ти­на, а прак­ти­че­ски все обла­сти искус­ства попа­ли под вли­я­ние твор­че­ства Мун­ка. Гени­аль­но изоб­ра­жен­ное им оли­це­тво­ре­ние ужа­са, мно­го­крат­но исполь­зо­ва­лось в музы­ке, лите­ра­ту­ре и кино. При­пом­ни­те хотя бы мас­ку убий­цы из филь­ма ужа­сов «Крик» или внеш­ний вид пред­ста­ви­те­лей ино­пла­нет­ной расы из куль­то­во­го сери­а­ла «Док­тор Кто». Они были наве­я­ны пер­со­на­жем кар­ти­ны Мун­ка. Даже хоро­шо зна­ко­мое зри­те­лям выра­же­ние лица юно­го Мако­лея Кал­ки­на, кри­ча­ще­го перед зер­ка­лом в рож­де­ствен­ской коме­дии Кри­са Колам­бу­са «Один дома», — тоже паро­дий­ная аллю­зия на рабо­ту Эдвар­да Мун­ка.



Со вре­ме­нем сюжет кар­ти­ны начал появ­лять­ся прак­ти­че­ски на всем: на одеж­де, обу­ви, посу­де, бижу­те­рии и про­чих, порой немыс­ли­мых вещах, вро­де надув­ных кукол Робер­та Фиш­бо­у­на, умуд­рив­ше­го­ся создать при­быль­ное про­из­вод­ство этих кукол, каж­дая из кото­рых повто­ря­ла образ цен­траль­ной фигу­ры ком­по­зи­ции Мун­ка.





Есте­ствен­но, такой мас­со­вый про­дукт потреб­ле­ния как еда, тоже не остал­ся в сто­ро­не. В рам­ках юби­лей­но­го про­ек­та «Munch-150» нор­веж­ская фаб­ри­ка «Фрейя» выпу­сти­ла серию пли­ток молоч­но­го шоко­ла­да с изоб­ра­же­ни­ем кар­тин Мун­ка из серии “Фриз Фрейи”. Ведь имя авто­ра непо­сред­ствен­но свя­за­но с исто­ри­ей этой фаб­ри­ки. 18 его кар­тин укра­си­ли сте­ны фаб­рич­ной сто­ло­вой в янва­ре 1923 года. Осно­ва­тель фаб­ри­ки, Йохан Трон Холь­ст был чрез­вы­чай­но дово­лен резуль­та­том. Одна­ко самим рабо­чим кар­ти­ны не совсем понра­ви­лись: экс­прес­си­о­ни­ст Мунк нари­со­вал на кар­ти­нах людей, лишён­ных черт лица, а изоб­ра­жен­ные дома были нари­со­ва­ны без две­рей и труб. Совре­мен­ной вер­си­ей тако­го фор­ма­та ста­ло “Кафе Мунк”, кото­рое откры­лось в том же году в Токио, орга­ни­зо­ван­ное скан­ди­нав­ским Управ­ле­ни­ем по туриз­му. В кафе пред­став­ле­ны 37 копий кар­тин зна­ме­ни­то­го худож­ни­ка, а экс­клю­зив­ное меню вклю­ча­ет в себя вкус­ные пирож­ные и кофе со зна­ко­мым обра­зом.



Мож­но ска­зать, что искус­ство и еду — две гло­баль­ные обла­сти чело­ве­че­ской жиз­ни –– мастер­ски научил­ся сов­ме­щать фуд-арт. Образ, создан­ный Мун­ком более ста лет назад и полу­чив­ший миро­вую «оглас­ку», как нель­зя более удач­но соче­та­ет­ся с его иде­я­ми и мас­шта­ба­ми. Ори­ги­наль­ные рабо­ты япон­ско­го иллю­стра­то­ра Такайо Ший­о­та в свое вре­мя ста­ли интер­нет-сен­са­ци­ей: из водо­рос­лей нори, варе­но­го риса и дру­гих тра­ди­ци­он­ных япон­ских ингре­ди­ен­тов она созда­ет репро­дук­ции зна­ко­вых про­из­ве­де­ний искус­ства. Пер­со­наж Кри­ка появил­ся на сре­зе суши-рол­лов, а сле­дом- и в пор­ци­он­ных упа­ков­ках бен­то.



Да если вни­ма­тель­но при­смот­реть­ся – ужас! Он повсю­ду!



Дизай­не­ры хор­ват­ской сту­дии Krikstudio раз­гля­де­ли вопя­щую физио­но­мию с рази­ну­тым ртом в… — поло­вин­ке бол­гар­ско­го пер­ца! И, кста­ти, весь­ма ост­ро­ум­но исполь­зо­ва­ли наход­ку: они обыг­ра­ли сло­ва «крик» и «папри­ка», создав гибрид­ное PapKRIKa, куда заод­но изящ­но впи­са­ли назва­ние сту­дии.


Пер­со­наж мун­ков­ской кар­ти­ны «Крик» кажет­ся вез­де­су­щим. На самом деле так оно и есть: он уже стал одним из обра­зов куль­тур­но­го бес­со­зна­тель­но­го; частью кода, опре­де­ля­ю­ще­го куль­тур­ные осо­бен­но­сти, достав­ши­е­ся нам от пред­ков. И он оста­нет­ся таким, не смот­ря на изме­нив­ший­ся внеш­ний анту­раж.



Tags: искусство, понравилось
Subscribe

  • отведаем "буйволиных червей"?

    Совершенно неожиданно для меня самой, мое недавнее расследование про роль ос-бластофаг в опылении инжира, попало в Livejournal Media и принесло мне…

  • шарики в честь 38илетия

    Сегодня мне исполнилось 38 лет. Некоторые считают, что о возрасте не нужно говорить, но я так не думаю. Все мои прожитые годы - они мои, и то, что…

  • 3 значка и разный лытдыбр

    Сегодня я повесила сразу три значка в свою коллекцию, предварительно их отдельно сфотографировав и добавив на карту значков. Из трех значков только…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments