Оля (enka_letka) wrote,
Оля
enka_letka

Categories:

Новая Зеландия 17/18: купание серого дроня

Поездка в Новую Зеландию безусловно одна из, да что уж там, самая впечатляющая из совершенных нами. Она была действительно богата на впечатления... Но вчера, прогуливаясь вдоль моря, С. спросил меня: "А что в Новой Зеландии произвело на тебя самое сильное впечатление?" Я ответила, что полет на маленьком самолете от Квинстауна к Милфорд Саунду. А С. покачал головой и сказал, что больше всего ему запомнилось купание в ничем не примечательной горной речке Buller river. Ведь это же была первая горная речка, в которой он по-настоящему искупался. Но что более важно, это был самый первый водоем, в котором искупался наш дрон, а его пилот, а также жена пилота огребли два незабываемых часа стресса, и потом кучу "радости" от просушки, разбора, починки и прочих пост-аварайных мер.
Дело было так...



Мы успешно посетили Северный остров, отсняв немало хорошего материала на многочисленную фототехнику, в т.ч. на дрон. Южный остров обещал быть еще более впечатляющим. Мы прибыли на пароме в Пиктон, прокатились по красивой дороге Шарлотты, побывали в Нельсоне, переночевали в Ричмонде, потом насладились национальным парком "Нельсонские озера", переночевали в кемпинге неподалеку от St. Arnaud и утром 27 декабря отправились в сторону западного побережья. В этой части острова, к западу от горного хребта мы планировали провели большую часть времени. Дорога проходила по большей части по долине, на дне которой текла река Buller. День был очень солнечным и приятным, и мы решили встать и пощелкать долину этой реки. На одном из перекрестков свернули налево и остановились перед ничем не примечательным мостом Gowan bridge. С. с деловым видом осмотрел долину и мост и сказал: "Надо полетать." Слетал туда-сюда, немного поснимал.



А потом решил пролететь под мостом и сделать эффектное видео с последующим набором высоты. Он и раньше так делал, правда, с одним отличием: он всегда находился в визуальном контакте с дроном. А здесь контакта не было. На экране телефона все выглядело весьма безобидно, датчики препятствий ничего не показывали - и он полетел... Здесь уместно будет вспомнить примерную цитату из к/ф "Аватар": "торук летает выше всех, поэтому вверх смотреть ему необязательно... по крайней мере, таков был мой план..." У мавика есть 6 датчиков препятствий: четыре снизу и два спереди, а вот верхом, боками и задом он не видит. Это, а также то, что С. не сделал поправку на тангаж и определило наше дальнейшее времяпрепровождение на следующие пару часов, а также послужило причиной того, что других видео с Южного острова у нас нет. Для справки: у вертолетов (и квадрокоптеров) нет винта тянущего вперед, только вверх. Для того чтобы продвинуться вперед они наклоняются. Так вот дрон наклонился и, пролетая под мостом, задел кончиками задних пропеллеров за ферму, сделал сальто назад и от неожиданности нахлынувших переживаний решил остудиться в горной реке. Благо для этого надо было просто упасть вертикально вниз.



Картина маслом: С. сначала меланхолично тупит в пульт управления, затем подбегает к краю, судорожно глушит двигатели и буквально сигает с моста скидывая на лету одежду. Я все сразу поняла. А над рассказом Марины мы потом дружно хохотали (с примесью горечи, конечно). Она решила, что С., ничего никому не сказав, решил искупаться, да еще так решительно и целеустремленно, что полез в воду в футболке.

На мосту в этот момент стоял еще пацан лет двенадцати (предположительно швед или датчанин). С. его спросил, не видел ли он, куда отнесло дрон пока он не утонул. Тот, чтобы показать, сам сбежал вниз и тут же потерял ориентацию. Чтобы сказать хоть что-то, он махнул рукой на какое-то место. Вот эта дезинформация и обусловила наше дальнейшие безуспешные действия.

Надо сказать, что, хоть река и текла уже по относительно равнинному участку, была она все таки горной и очень быстрой. Вода бурлила и искрилась на солнце, сильно бликуя, а дно, как назло, было покрыто серыми камнями, по цвету и размеру очень похожими на мавик. Учитывая высокую парусность дрона, С. начал прочесывать реку от места, показанного пацаном, вниз, рассчитывая что дрон со скоростью метра четыре в секунду, кувыркаясь на камнях и вращая пропеллерами, несется к мировому океану. За два часа поисков и исследования примерно 300-400 метров русла его так и не удалось обнаружить. Дело осложнялось тем, что река была быстрой и для такой скорости слишком глубокой. На вид максимальная глубина была метра два, не больше. Но сразу же как только С. залез глубже, чем по пояс, его снесло на скользких камнях и он наглотался воды. Дальше поиски приходилось производить с большей осторожностью и в основном с берега. Глядя на него, у меня мурашки шли по коже - река же ледниковая и, наверняка, ледяная. Я бегала от машины к С. и обратно, принося всякие полезные и не очень вещи вроде полотенца, сменной сухой одежды, экшн камеры для съемок под водой, поляризационных солнечных очков для уменьшения бликов и проч. Жалко, что у нас с собой не было плавательных очков или маски. Как выяснилось уже на заключительном этапе эпопеи, можно было бы и просто прочесывать реку с открытыми под водой глазами. Вода оказалась достаточно соленой, чтобы не раздражать слизистую глаз. Еще мы перед поездкой купили "плавательные" полиизопреновые тапочки, но "купаться" пришлось просто в кроссовках, т.к. было не до их поисков в недрах чемодана. Я тоже купалась в кроссовках, т.к., бегая по камням и помогая С. соскользнула и искупалась сначала по щиколотку. Река оказалась совсем не холодная, что объясняло как С. мог два часа в ней лазить и не посинеть. До того, как я сама того не желая, попробовала воду, я списывала это на шок.


На карте северной части Южного острова место наших "купаний" отмечено темно-красным:



А так выглядит вид местности покрупнее:



Смысл этих двухчасовых поисков был не в том, чтобы спасти железо. Отчаянно жалко было содержимое 64хгигабайтной карточки, которая к тому моменту была практически полная. Если бы не видео, то мы бы сдались гораздо раньше. В конце-концов С. при каждом полете был морально готов потерять дрон. При выборе аппарата он посмотрел достаточно видео с крушениями, утоплениями и прочими внезапными отказами управления. Так уж сложилось, что большая часть наших отснятых видео была сделана над водой. Над глубокой водой. Что поделать, вода в кадре выглядит эффектно... Если хочешь эффектных видео, то нужно понимать, чем ты рискуешь. Поэтому хеликоптёр было не особенно жалко, хоть и стоит он изрядно. И наше упорство в итоге было вознаграждено! С. в таких случаях любит повторять, что нельзя сдаваться до самого конца. В его жизни было много ситуаций, когда продолжать бороться было бессмысленно, но, благодаря упорству, все заканчивалось хорошо.


Тот самый ничем непримечательнй мост, который нам так запомнился в этой поездке.



Дрон мы обнаружили, когда дальнейшие поиски с ближайшего берега стали бессмысленными. Мы прочесали всё вплоть до порогов ниже по течению. Там было мелко, и, если бы дрон застрял меж камней, мы бы его нашли. А если бы не застрял, то его никто бы уже не нашел. Мы даже попросили группу каякеров связаться с нами, если они что-нибудь увидят. С. пошел переходить по мосту на другой берег, чтобы попытать счастья там и в последний раз внимательно осмотрел, то место, где в последний раз видел дрон. Он был в поляризационных очках и это помогло найти одно яркое пятно всего метрах в трех от того места, куда кувыркнулся дрон, и совсем не там, где указал безымянный пацан, а метров на 20-30 выше по течению. Расстояние от берега было небольшим - метра 2 или 3, но глубина там была уже по грудь. Расперевшись между камнями С. мог при таком течении стоять, но дрон поднять был не в состоянии. Любое погружение под воду - и его уносило. Поэтому в итоге мне тоже пришлось искупаться полностью. Какие там изопреновые тапочки для купания! Какой там купальник! Зачем эти излишества? В Баллер-реке я купалась не только в кроссовках, но и в черном спортивном лифчике, а также синих трусах в белый горошек. Я лежала на дне (или точнее вдоль дна) у берега перпендикулярно течению реки, ухватившись за большой скользкий камень. Держаться за него тоже было непросто. С. одной рукой держался за мою ногу, чтобы не сносило и нырял за дроном. Даже с такой спасательной командой дрон поднять удалось только раза с пятого или шестого.

Он лежал на спине в углублении между камней. Видимо, его прижало ко дну течением. Наше счастье, что пузо было кверху. Оно у мавика сделано из чего-то вроде металлопластика и слегка блестит. Извлечь его можно было бы быстро, если бы не пацан. Всё еще дополнительно усложнила убежденность в том, что таким течением даже 700граммовый мавик может унести быстро и далеко. Поэтому акцент был сделан на поисках ниже по течению. Ну и не видно было нифига.
Возможно, действовать надо было по-другому с самого начала. Когда С. увидел дрон в воде, он еще работал и крутил своими вертушками. Находился он всего в метре от берега, где глубина была от силы сантиметров 30. Можно было попробовать не глушить моторы сразу, а взлететь из воды или хотя бы попробовать направить дрон ближе к берегу. А может быть, так было бы еще хуже. Все-таки короткое замыкание от такой мощной батареи - дело серьезное. В любом случае, все произошло за пару секунд и С. сделал все на автомате.


Панорама с моста в "некупальную" сторону:




Видимых повреждений дрон не получил, за исключением двух пропеллеров (у нас с собой было еще 6 запасных), пары царапин, выскочившей и пазов камеры (она висела на резиновых амортизаторах) и отвалившейся резиновой нашлепки на одну ногу. Для падения с пяти метров на камни - считай отделался легким испугом. Камера была вставлена на место, батарея отсоединена, а дрон помещен в пакет с килограммом риса для просушки. Эту хитрость С. узнал еще до покупки из все тех же видео с названиями "Может ли мавик летать после получаса в воде?!" итп. Мы двинулись дальше в сторону побережья, чтобы как можно быстрее доехать до цивилизации. Я по дороге увелеченно читала форумы на английском, где публика обменивалась опытом о реанимации мавиков, айфонов и прочих девайсов, неприспособленных для употребления под водой. Мнения о купании мавика встречались прямо противоположные. Производитель вообще отказывается чинить такие дроны и если есть страховка (у нас нет), то можно обменять дрон на новый, а утопленника утилизируют. Часть участников дискуссий также считала, что дрон нужно сдать в безопасную мусорку. Другая часть форумчан была более изобретательна и давала разные советы по просушке и чистке. У многих из них дроны потом успешно снова летали. Критичным было содержание соли в воде. Если вода морская, то с летающим другом можно попрощаться. Отложения солей вызывают скоротечную коррозию.

В ближайшей аптеке в Вестпорте (внимание!!! в 140 км!!!11!!1 от места проишествия) мы раздобыли изопропанола. В Новой Зеландии он чистый, неразбавленный, с маркировкой "для электроники". Мы радостно сказали:  "Дайте 3 пузырька!" Молоденькая продавщица посмотрела на двухнедельнонебритого С. и меня с афрокосами, посовещалась с кем-то, и сказала, что в одни руки только одна бутылочка. Наверное, мы выглядели как подозрительные наркоманы. И наши две пары рук вообще были посчитаны за одну. Мы могли бы заслать Марину за еще одной бутылочкой, но решили, что обойдемся.
С. не рискнул разбирать дрон "на природе" в кемпере, да и еще в отсутствие нормальных иструментов и просто пролил дрон во все щели несколько раз изопропанолом. До конца поездки дрон провел в пакете с кило белого риса.

Что самое интересное, батарея после купания работала и приветливо моргала светодиодами. С. промыл контакты и кнопку изопропанолом. Батарея сказала: "Ну раз так, то я разряжаюсь." (У мавика батареи умные с радиаторами, когда надо они разряжаются, переводя заряд в тепло.) Опасаясь, что батарея воспламенится, мы хранили ее на кухне нашего кемпера на металлической плите, закрывающейся стеклянной крышкой. По приезде домой и подключении к сети батарея ожила, но заряжаться отказывается. Наверное чип решил, что она не жилец. Интересно, а можно ли его как-нибудь сбросить? Летать на такой все равно риск большой, но это естественноиспытательский вызов. Мы не должны ждать милостей от природы, мы должны брать их силой.

Мы благоразумно решили, что вторую часть поездки обойдемся без дрона. Пусть он лучше высохнет как следует. Да и камера через пару дней запотела и отпотела только в последний день, а зачем нужен дрон без камеры? Главное, что карточка памяти была спасена и все видео были на месте. К тому же, несмотря на несколько слоев бумажных полотенец, из-за дорожной тряски дрон наглотался всеми своими щелями (коих немало) риса и при потрясывании гремел как перкуссия.

Дома мы устроили консилиум для чего пригласили Диму. И его жена Алёна тоже заинтересовалась реанимацией дрона. Разобрав дрон, мы обнаружили, что, как ни странно, все в порядке, но на ножках процессора отложилось много соли. Это было необъяснимо. Скажем, на контактах питания - самом уязвимом месте - соли не было. На двигателях и их контактах, на антеннах и прочем - тоже. Только на процессоре. При помощи шприца, дистиллированной воды, изопропанола (в Германии есть только 70%-ный), ватных палочек и (внимание!) зубочисток отложения соли были удалены. Конечно, пришлось также заменить термопасту. (У мавика 20-ядерный процессор, который сильно греется.) Первое испытание без полета было проведено успешно. Дрон работал, снимал видео, правильно определял клиренс и расстояние до объектов. После замены пасты, С. на нем полетал на парковке возле дома. Все было хорошо, но периодически сбоил компас. Вчера он его откалибровал, и мы полетали в Торфбрюке. В этот раз не над морем, а вдоль берега. На всякий случай. Никаких нареканий дрон не вызвал.

В заключение этой истории я хотела бы рассказать о глубокой психологической травме. Все 140 километров до аптеки в Вестпорте мы ехали по долине реки Баллер. В нее впадали многочисленные притоки, она становилась глубже и полноводнее. Зрелище потрясающее. Бирюзовая вода, перекатывающаяся и блестящая на солнце. Но я и особенно С. не могли думать ни о чем другом, как о дроне. Первая реакция на воду была: "Фух, хорошо, что дрон затонул не здесь! Здесь бы точно не достали, даже пытаться не стоило бы!". Меня через пару дней отпустило, но С. эти мысли преследовали до конца поездки, а рек и озер за эти полторы недели было ой как много... Конечно, два часа нырял в реку именно он, а не я. Он потом сказал мне, что в здравом уме не полез бы за дроном в горную реку. Но, пользуясь своим невменяемым состоянием, рискнул и это было не зря.

В сухом остатке финансовые потери от этой аварии очень умеренные, можно сказать исчезающие, если не считать сдохшую батарею. (У нас есть еще две, а всеми тремя за один раз мы никогда не пользовались, т.к. для этого надо летать больше часа.) Килограмм риса, две бутылочки изопропанола, дистиллированная вода, шприц, набор прецизионных отверток, новая термопаста и пара пропеллеров. И много-много бесценного жизненного опыта...

Такое вот сильное новозеландское переживание.


Река Баллер чуть ниже по течению. Как же хорошо, что дрон купался в относительно мелкой ее части.


Tags: Новая Зеландия, дрон, поездки, фотографии
Subscribe

  • отведаем "буйволиных червей"?

    Совершенно неожиданно для меня самой, мое недавнее расследование про роль ос-бластофаг в опылении инжира, попало в Livejournal Media и принесло мне…

  • шарики в честь 38илетия

    Сегодня мне исполнилось 38 лет. Некоторые считают, что о возрасте не нужно говорить, но я так не думаю. Все мои прожитые годы - они мои, и то, что…

  • авокадо в дегидраторе

    Мысль о том, а нельзя ли в дегидраторе высушить авокадо, пришла мне в голову пару недель назад. Чисто логически: почему бы и нет? Если твердый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments