Оля (enka_letka) wrote,
Оля
enka_letka

Новая Зеландия 17/18: день 6

Шестой день Новозеладского путешествия: "Светлячки"

23 декабря, сб (150 км): Парковка ресторана Roselands в Waitomo - экскурсия к светлячкам с компанией Spellbound - коровья ферма - пара фото- и дроностопов в районе Omaru Falls и Piriaka lookout - кемпинг Mangahuia

Заглавное фото из интернета. Мы видели именно такие пещеры, но снять даже в рамках нашего частного тура было невозможно. Подобные фото делаются или коммерческими фотографами, или людьми, купившими себе фототур за приличную сумму денег.

Мы заночевали на парковке гостеприимного ресторана Roselands, так ничего у них и не отведав, но это и понятно: приехали мы уже ночью и хотелось не есть, а спать, а утром быстро позавтракали и уехали, просушив полотенца на окрестных кустах. По пути к офису фирмы Spellbound мы проехали вход в "официальные" пещеры Waitomo Glowworms и порадовались, что нам не туда. Там была куча народу, и бродили толпы на вид китайских туристов с огромными фотоаппаратами и со своими условными айфонами. С такими каши не сваришь, в смысле, "светлячками" не насладишься. Если даже в нашей маленькой группе кто-то все время порывался включить телефон, мгновенно засвечивая глаза всем остальным, то что уж говорить про группы в 50 человек?!

Припарковавшись у офиса, мы прошли регистрацию, где я тут же узнала свою старую (в прямом и переносном смысле) знакомую, с которой я так содержательно говорила по телефону за два дня до этого. Надо сказать, что при личной встрече ее английский был не сильно понятнее, однако, если следить, не отрываясь, за ее мимикой при разговоре, то все же становилось чуть легче.
Нас погрузили в два микроавтобуса. Формально мы были двумя разными группами, и, так как в программу входил осмотр двух пещер, то мы разделились, а перекусывали потом вместе. В каждую группу входило примерно 10 человек. Дядечка-экскурсовод, сразу же как мы тронулись, начал свой рассказ про местность, пещеры, историю их открытия и их незавидное будущее. Пещеры находятся на частной территории и их владельцы в добавок к пастбищам на поверхности придумали еще зарабатывать подземельями. Расположены они в очень холмистой местности и в оврагах, иногда имеющих вид воронки, как раз и расположены множественные естественные входы в многочисленные пещеры. В эти дыры в земле обычно падают домашние животные, а иногда даже люди. Поэтому они засажены кустами и деревьями, чтобы затруднить доступ и укрепить шаткую почву.

Вот одна из таких воронок:

Позже мы лазили во вторую пещеру, и не исключено, что мы видели как раз эту воронку, только снизу. По идее она располагается примерно там, где находится пещера.
Как только мы въехали в холмистую местность, гид спросил: "А геологи среди вас есть?" На отрицательный ответ он с облегчением выдохнул. Сказал, что тогда ему есть что рассказать, не стесняясь за свои скудные знания. Однажды у него был в группе геолог, так он им всем устроил экскурсию вместо гида. Ну и заодно много нового рассказал и улучшил знания гида.

Из-под почвы проглядывали такие вот слоистые каменные структуры. Мы уже не помним точно, но вроде как эта часть когда-то была морским дном и отложения накопились слоями.

Основная пещера со "светлячками" - это сквозная дырка в холме, через которую течет небольшая речушка. Речушка примечальна уже тем, что в ней водятся отвратительно жирные скользкие угри. Право же, как большие слизни, которые так восхитили О. в Копенгагене в мае 2010 года.

Наверное эти угри очень вкусные в закопченом виде, хотя как раз угря мы не очень жалуем, предпочитая палтуса, окуня и лосося. Но возможно новозеланские киви-угри могут быть сочнее и нажористее.

Эти рыбо-змеи лениво плавали ползали между камней, а туристо с улюлюканьем их фоткали.

Перед походом в пещеры надо было выбрать себе каску по душе и по размеру. Даешь три нормы за смену!!!
Моя самая огромная каска, даже отрегулированная, все равно не смогла налесть на мою прическу. Пришлось просто положить ее сверху.

Останки бабочки... (Понятно, что это скорее всего ракушка, но в приятнее думать про гигантских плотоядных бабочек девонского периода. Ведь были же стрекозы размером почти метр.)

Вход в пещеру светлячков.

А если посмотреть с другой стороны, то это получается уже как бы и выход. Парадокс!

Нас предупредили, что если мы хотим сполна насладиться "светлячками", то никаких вспышек, и даже без вспышек девайсы лучше не доставать. Вспышки пугают крохотных созданий и они гаснут, а прочие девайсы просто засвечивают глаза и не дают им привыкнуть к темноте.

Еще когда можно было пользоваться фонариками, то мы сняли паутинные нити, на которые "светляки" ловят других насекомых. Они состоят из капелек, которые преломляют свет от светлячков и кажется, что светятся сами нити. Они создают впечатление оптоволокна, как декоративные светильники-пучки из пластиковых нитей. И еще похоже на светодиодные ленты в прозрачном шланге, которыми часто украшают деревья на праздники.

На фото из интернета, сделанного с подстветкой, нити видно существенно лучше.

Сами "светящиеся червячки" выглядят непрезентабельно: примерно как угри, только в миниатюре.

Вся наша хваленая фототехника спасовала перед такой теменью. Ниже два фото наши, но они, конечно же, не отражают всего великолепия.

Основная часть экскурсии проходит на лодке. До нее мы добирались с включенными фонариками. Поскольку речка мелкая, то, чтобы водить экскурсии, пришлось ее запрудить. Глубина запруды всего по колено, но для туристических целей этого достаточно. Наш экскурсовод посадил нас всех в лодку, выключил фонарик и по системе канатов, натянутых на уровне груди стоящего человека, стал нас медленно возить туда-сюда. Мы два раза доплыли до миниплотины и обратно. Гвоздем программы было создание громкого звука за счет сильного удара по борту нашей резиновой лодки. "Светлячки" пугались и гасли, а потом несмело, по-одному начинали светиться опять. Самым интересным был эффект, что не все гасли сразу. Обычно гасли группы на площади три на три метра, а остальные продолжали светиться. Аккустика у природного сводчатого потолка была особой и, видимо, в каких-то выемках звук был существенно сильнее, чем в других, и насекомые пугались неравномерно.

Фото взято с сайта компании Spellbound. Что примечательно: это именно наш гид на фото!

Ощущения от этой экскурсии просто космические!!! Причем в прямом смысле тоже. Медленно плывущая космическая лодка на самом деле со скоростью света несется прямо через гущу какой-нибудь галактики. Красиво было так, что даже матом ругаться не хотелось, причем еще долго. Не знаем, насколько долго бы продлился этот живительный эффект, но на следующий день мы полезли на Тонгариро, а там было ну так впечатляюще ужасно, что без мата обойтись трудно. Об этом в следующей записи.

Наши фотки получились не очень впечатляющими, несмотря на всю мудреность наших многочисленных устройств. Уровень освещения был крайне низким, а мы еще и двигались при этом. По этим пещерам водят дорогие фототуры, в которых еще меньше людей и дается больше времени на фото в стоячем положении, поэтому ниже будут фото из интернета.

Когда смотришь глазами, было совсем не так светло, как на фото ниже. Стены пещеры скорее угадывались по отраженным звукам, нежели были действительно видны.

Видео не наше, но мы его сохранили, что отдаленно передать ощущение. Понятно, что человеческий глаз не обеспечивает такой длительной экспозиции. Это видео явно снимали очень долго, потому как воспроизведение ускоренное. И люди явно лазили в "дикие" пещеры "безникого".

А теперь позвольте перейти от развлекательного блока к научно-популярному. Ниже куча материала из интернета, например, с этого сайта, в кратком пересказе на русском языке.

На самом деле эти "светлячки"  вовсе не светлячки в обычном понимании этого слова, а светящиеся грибные комарики arachnocampa luminosa. Вдумайтесь, грибные комарики! Да еще и светятся! Как конкретно этот вид называется по-русски, мы не знаем, но он относится к роду грибных комариков. Есть еще четыре вида, обитающих в-основном в Австралии. Они живут преимущественно в пещерах и гротах, но также в тропических лесах. Колония их есть, например, в ботаническом саду Веллингтона! На Южном острове мы посещали одну из лесных колоний.

То, что мы видели в пещерах - это личинка комарика. Она появляется из яйца размером всего 3 мм и достигает 2-3 см. Большую часть жизни комарик проводит именно в виде личинки (от 6 до 12 месяцев в зависимости от обилия корма). Личинка плетет себе гамак из шелка под сводом пещеры и лежит там большую часть времени. Еще она плетет до 70 нитей, состоящих как бы из бусинок - отдельных капель. Нити бывают до 40 см длиной. У лесных комариков нити гораздо короче (до 5 см), иначе они спутываются из-за ветра. Гамак личинки это такая склизкая прозрачная кишка, по которой она движется и может в ней даже разворачиваться (см. второе видео). Попка у личинки светится за счет той же реакции, что и у светлячков, и катализируется люциферазой. За счет того, что попка окружена шелком, который переходит в нити, и получается эффект световода-оптоволокна. Так что кажется, что нити тоже светятся.

Обилие огоньков дезориентирует ночных насекомых и они попадаются в сети.  Личинка подтягивает нить за счет ее поглощения, достигает жертву и вгрызвается в еще живое насекомое через дыхальца. Инетересно, что голодные личинки светятся интенсивнее, чем сытые. Хоть они и проводят всю жизнь в полной темноте, у них есть циркадные ритмы. Причем смена дня и ночи у разных колоний происходит в разное время, так, что они делятся временем кормления при конкуренции за еду.

Когда личинка достаточно отжирается, то окукливается. Куколка тоже иногда светится, причем самцы прекращают светиться за несколько дней до выхода из куколки, а самки продолжают до самого конца. Есть мнение, что это чтобы привлечь самца, чтобы он уже ждал новорожденную самку. Взрослые особи не питаются и живут несколько дней. Они тоже могут светиться. Основная их задача - это спариться и отложить яйца. Они плохо летают и поэтому обычно не отдаляются от места своего "рождения", образуя компактные колонии. Если колония перенаселена, то они не брезгуют каннибализмом. При этом они бьются насмерть со своими соседями за территорию. Учитывая, что в кладке примерно 50 яиц, то у них получаются жесткие гладиаторские бои и суровая борьба за существование. А еще личинки едят новорожденных "взрослых" особей, если те попадаются в их сети.
Основными "врагами" грибных комариков являются сенокосцы и, как ни странно это звучит, грибок. Но поскольку они живут, в местах, где почти нет ветра, то споры плохо распространяются и не представляют большой опасности.

Вот и второе, очень познавательное видео. Видео на английском, но снято оно красиво и должно быть понятно, если вы прочитали наш текст выше.

Потом мы вышли из первой пещеры и перекусили чаем/кофе с печеньками под навесом.

С. спросил гида, можно ли полетать. Тот сказал, что территория частная и лучше бы не надо. Марина пошла фотографировать своих любимых коров.

Коровья многоножка или cow alignment (почему-то очень тянет назвать эту композицию именно по-английски!)

Еще одна дырка. По видимому, все эти холмы пронизаны пустотами, просто некоторые еще маленькие. Со временем из-за эрозии, в том числе из-за активного селькохозяйственного использования поверхностных земель, ходы в пещеры расширяются, и пещеры обрушиваются, образуя овраги.

После привала мы пошли пешком в другую пещеру. Там тоже были светляки, но совсем немного. Видимо, потому что вторая пещера гораздо более сухая. Там, конечно, была пара луж, но ручья уже не текло.

Эта пещера уже обильно подсвечена, хотя до китайских подстветок тут очень далеко. Мы, правда, были всего в одной - в пещере Желтого дракона в Чжанцзяцзе летом 2015 года. Там вообще была просто "вырви-глаз" дискотека!

У нас есть семейный мем - "Накоплять ковисы". Моя соседка по парте в школе Полина у всех спрашивала "А ты ловисы накопляешь?" имея ввиду вкладыши из жвачек "Love is". Я об этом уже как-то давно рассказывала. И я тоже "накопляла ловисы".
После того как мы съездили на Майорку в октябре 2011, мы стали накоплять "ковисы", потому что по-каталонски пещеры будет именно coves. Мы ездили по острову на машине и увлеченно выискивали указатели к "ковисам". И с тех пор и в других странах мы не упускаем случая залезть в очередные ковисы и пополнить коллекцию.

Помимо официального входа, под потолком было несколько дыр на поверхность.

Следующее фото очень смазано, но на нем есть интересный трассирущий эффект. Мы сначала подумали, что это капли падают и подсвечиватся дневным светом через дыру. Но траектории больно странные даже с поправкой на ветер. Возможно, это насекомые летали по пещере и за счет длительной выдержки размазались.

Экскурсовод показал нам останки разных мелких зверьков типа сусликов, а также хребет и руины остатки коровьего черепа. Все эти экспонаты попадали в дыры с повехности.

Еще он показал изломы слоистой породы, которые образовались во время землятрясений (на фото они не получились). Эта область находится между несколькими вулканами и ее периодически трясет.

Под землей сидел кузнечик,
Совсем как баклажанчик,
Коричневый он был.

Мы выбрались из пещер и устроили обеденный привал неподалеку. Там были вот такие каркасные листочки.

После обеда мы покинули Вайтомо, и поехали в сторону вулканических систем Руапеху и Тонгариро. У нас оставался единственный полный день на Северном острове и мы решили потратить его на горный трек Tongariro Crossing, чтобы посмотреть на замечательные виды вулканических озер на фоне горы Нгарунхое. Прогноз погоды был весьма посредственный, но он был ничем не лучше и все три дня до этого, так что особенного выбора у нас не было, и поэтому мы решили воспользоваться последней возможностью. В районе Тонгариро нет бесплатных ночных стоянок, а ночевать нужно было в местах, где останавливается шаттл в заповедник. Мы поехали в кемпинг с милым русскому уху названием Мангахуйя. Нужно прибыть не сильно поздно, т.к. это был наш первый кемпинг, и надо было разведать ситуацию. Из-за этого мы никуда специально не заезжали и сделали все три коротких остановки. Впрочем, все равно мы прибыли не сильно рано, просто не затемно, как обычно.

Первая остановка - коровья ферма. Марина в дороге внезапно сказала: "Как же я хочу парного молока!". И мы остановились возле ближайшей фермы. Работники как раз пригнали стадо, на дойку. Мы чуть-чуть подождали и даже полюбовались на сам высокотехнологический процесс.

Коров доят автодоилки на вот такой вот карусели.

Коровы сами выстраиваются в очередь и послушно заходят в стойла на карусели. Причем, что забавно, делали они это под веселенькую арабскую музычку. И сами сотрудники были довольно южного вида, хотя с точки зрения НЗ скорее северного тогда уж.

Парного молока Марину так попить и не удалось, потому что оно по-любому проходило через сепаратор. Но по крайней мере оно было самым свежим. И маленькую бутылочку сотрудник наполнил даже бесплатно.
Мы с С. молоко не пили. С. отвык пить молоко в чистом виде уже давно, а что касается меня, то молоко я не пью с возраста 4 лет, и меня парным молоком можно не приманивать, а наоборот отпугивать :)

Марина сняла видео погрузки коров на карусель.

Коровий дуэт. Коровы очень пугались Марины, которая их фотографировала и шугались от заборчика.

НЗ пастораль.

Не доезжая до водопадов Омару (нас ввели в заблуждение дорожные указатели), мы сделали остановку. Водопадов не нашли, но зато пофографировали и полетали.

Пилот управляет дроном:

А дрон летает и видит вот такие пейзажи:

Еще одну остановку мы сделали на смотровой площадке Пирияка.

Глядя на эту речушку уже сейчас, мы по традиции обдумали, смогли бы мы достать отсюда дрон. И решили, что смогли бы.

Там был такой вот чудной плоский пригорок.

На чудном плоском пригорке было поле, но туда больше подошла бы взлетная полоса.

Кемпинг Мангахуйя относился к категории basic, стоил 8 кивидолларов с человека и был весьма бомжовный. Там были туалеты типа яма с дырой даже без вытяжки. Во всех остальных basic кемпингах всегда были вытяжки на солнечных батареях. Они тянули воздух через выгребную яму, так что в самой кабинке ничем не пахло. Здесь же к милому русскому человеку запаху деревенского нужника примешивался более разнообразный букет. Но во всем этом великолепии почему-то доминировал сильный запах уксусной кислоты.

По своей сути basic camping - это платная поляна для машин или палаток с туалетами и без прочих удобств. В Мангахуйе, например, не было сливачки, хотя мы на нее расчитывали. Потом мы поняли, что в кемпингах базового уровня их нет нигде. Хотя в Мангахуйе даже был кухонный навес, мы им, правда, не пользовались.

Оплата в базовых кемпингах (а мы за все время время поездки ночевали только в таких, да и то всего 4 ночи из 18) обычно производилась самостоятельно. Надо было брать пакетик с анкетой гостя в специальном ящичке, заполнять ее и кидать в другой ящик через прорезь. Рано утром, наверное, ходили проверяльщики и сверяли номера машин с анкетами. Сдачу, естественно, никто не давал, поэтому пришлось пару раз пожертвовать на развитие туалетов чуть больше положенного. Только один раз оплату собирал дядечка, в какую-то несусветную рань. Мы спросонья еле набрали ему денег.
Пункт оплаты - женщину вынули и даже автомат не поставили!

У Марины в этот день был день рождения. Удивительный способ отпраздновать: на другом конце мира, с "грибными комариками", коровами со свежим молоком и чудесными НЗ видами! В кемпинге мы отпраздновали др Марины фруктовым салатом с разными сырами. Погода была холодная и несколько мокрая, что типично для данной области. Нам было надо рано вставать. К тому же к сумеркам налетели просто тучи мошек, поэтому мы не наслаждались трапезой очень долго и быстро укрылись в машине и легли спать.

Tags: Новая Зеландия, поездки, фотографии

• лебеди в Гельсдорфе

Сегодня после обеда ездили с ДиА на их новой машине погулять по парку у реки в Гельсдорфе. Калина там по-прежнему горькая, терн уже почти поспел, но…

• шоколадный торт в дегидраторе

Из любопытства я иногда рассматриваю разные рецепты для дегидратора. И вот где-то месяц назад я набрела на рецепт шоколадного веганского* торта в…

• весело и шумно!

Мой день рождения в прошлую пятницу был отпразднован не только фотосессией на полотнах с воздушными шариками, но и нашей самой массовой за все время…