Оля (enka_letka) wrote,
Оля
enka_letka

Category:

Австралия 18/19: день 19

Девятнадцатый день Австралийского путешествия: песчаный остров Фрейзер (день 1, часть 1). Часть 2 тут.

4 января 2019 года, чт (146 км на машине + 6667 шагов): утро в хостеле Манго в Херви Бэй - аренда джипа в Magic Fraser4WDHire - паром на остров из River Heads в пункт высадки на острове Fraser Venture Ferry Landing на берегу ручья Wanggoolba Creek- о. Фрейзер (Seventy Five Miles Beach, Eurong, One Tree Rocks и поселок Happy Valley, озера Yidney и Garawongera, ржавый S.S. Maheno, the Pinnacles, Indian Head, Champagne Pools) - ночевка на берегу океана Corroboree

После нескольких не очень интересных дней со стандартными туристическими достопримечательностями мы наконец-то доехали до одного из главных хайлайтов нашего путешествия - острова Фрейзер! Перебирать фотографии и писать воспоминания об этих трех днях исключительно приятно и интересно, и мы бы непременно хотели бы туда вернуться. И главное, рассказать есть много чего: и наших впечатлений, и фактов, и просто интересных сведений. Уложиться бы хотя бы в две записи на день...

Заглавное фото: кадр с главного "автобана" острова - пляжа Seventy Five Mile Beach:



Маршрут дня:



Утро в тот день снова началось еще ночью: мы встали что-то около 4:30 утра, чтобы успеть окончательно собрать все свои вещи в правильной конфигурации, чтобы не тащить с собой на остров все баулы, позавтракать, совершить необходимые гигиенические процедуры в нашем хостеле и доехать до офиса компании Magic Fraser4WDhire, предлагающей джипы на прокат, полностью укомплектованные для поездки на остров. В городке Хэрви Бэй таких контор несколько, и цены, и отзывы у всех у них более или менее похожие, но в пиковый сезон бронировать, конечно, стоит заранее, иначе устраивающего варианта может уже и не быть. Я бронировала в конце октября и в первой выбранной конторе все двушки на нужные нам даты уже были разобраны. А во второй компании забронировать удалось. Все компании к машине выдают "набор молодого бойца", то есть всю экипировку для жизни на острове: плитку с газовым баллоном и спички, холодильный ящик, который охлаждался мешком со льдом, канистру для воды (на острове в нескольких точках можно пополнить запас пресной воды), набор посуды (и даже масло, соль и моющее средство!), туалетную бумагу и лопату, чтобы (внимание!) закапывать продукты жизнедеятельности, если остановился не в официальном кемпинге, а дикарем в одном из множества разрешенных мест, палатку, пенки, раскладные стулья и при желании нужное количество спальников за 12 Aud, чтобы покрыть расходы на стирку. Мы согласились на прокатные спальники. Нам было проще заплатить 25 долларов, чем тащить с собой из Германии еще и два спальника ради двух ночевок на острове. К бронированию также сразу прилагались билеты на паром на остров. Мы выбрали плыть туда в 8:30 утра (самый ранний паром), а обратно на третий день в 17:00, чтобы пробыть на острове как можно дольше. Опционально компания предлагала продлить пребывание на острове, просто позвонив им, но для нас это не было возможным вариантом: на следующее утро после возвращения с Фрейзера мы должны были улетать из Брисбена на Тасманию.

В стоимость аренды также входит пропуск на остров, являющийся национальным парком. За 52 AUD выдается месячный пермит и меньше по времени нет, и еще обязательно заплатить налог на ночевку в огороженных кемпингах по 13 AUD за двоих за ночь. Кемпингов на острове всего два, у нас была забронирована ночь в каждом из них, но мы предпочли обе ночи провести на берегу океана дикарями в совершенном одиночестве. Мы (и даже я!) гораздо больше не любим людей, чем боимся диких собак динго, коих на острове очень много. Пермиты нужно было закрепить на лобовом стекле машины, так что если будут проверки, то не возникнет ненужных вопросов.

На сайте одной из арендных компаний джипов я нашла умилительный список продуктов, которые рекомендовалось купить перед посещением острова, чтобы не закупаться в дурацком дорогом "сельпо"- единственной лавке на весь остров. Я уже в деталях не помню тот список, а искать его снова мне банально лень, но там, например, были хлопья для завтрака, молоко долгого хранения, пакетированные соки, сосиски (а без всего этого мы оба чудесно обходимся примерно всегда), а также ВЕДЖИМАЙТ! Ну кто же ездит на остров Фрейзера без этой дивной коричневой субстанции?! К слову сказать, именно веджимайт у нас с собой был, я его честно ела на завтраки, намазывая на местный "пумперникель".


В офис компании мы должны были прибыть заранее, в 6:30 утра, чтобы не просто получить ключи от машины, набитой разным нужным скарбом, но и пройти необходимый инструктаж по вождению джипа на песчаном острове. Дорог в нормальном понимании этого слова на острове длиной в 123 км и шириной в 22 км нет, и именно поэтому ездить там могут только полноприводные машины. У многих австралийцев есть свои такие машины, и они с удовольствием проводят отпуск на острове, оплачивая только паром и въезд в национальный парк. Другие могут выбрать между опциями: дневной автобусный (автобус-джип) тур или съем джипа. Мы, конечно же, выбрали съем джипа!

Идея была такой: взять как можно более дешевую машину в аренду в Брисбене, приехать на ней в офис аренды джипов в Херви Бэй и оставить ее там на три дня на специальной стоянке. На фото обе наши колесницы. Одну сдаем на передержку, а вторую везем выгуливать по острову. Дядька объясняет С. в салоне премудрости управления колесницей.



А колесница оказалась просто адская. Просто нечеловечески адская. Этот Land Rover был тюнингован по самое немогу. Мы не специалисты и не можем сказать на вид, какого года машина, но выглядела она весьма неновой. Более того, скорее всего ее собрали из других Land Rover'ов по частям. У нее был увеличен клиренс. Усилитель руля отсутствовал как класс. Наверное, это чтобы водители лучше чувствовали покрытие, по которому едут. Крутить баранку по колено в песке было отрезвляюще атлетично. Из машины вынули все части, которые могли бы теоретически корродировать и прийти в негодность в соленом воздухе острова. Фактически это был голый металлический кузов с пластиковыми сиденьями и пластиковой же приборной панелью, рулем и торпедой. Все остальные пластиковые панели и детали отсутствовали. Это металлическое великолепие было покрыто изнутри толстым слоем черной антикоррозионной краски. В днище имелись многочисленные просверленные отверстия. По-видимому, после возвращения машины с острова ее моют установкой высокого давления не только снаружи, но и изнутри, чтобы смыть всю соль и соленый песок. Под капотом у нее не было ничего кроме двигателя и сопутствующих агрегатов. Даже кондиционера не было. Когда мы попытались его включить, на нас тонкой струйкой подул горячий воздух из моторного отсека. Так много места под капотом мы не видели давно. Там можно было бы провезти как минимум трех нелегальных мигрантов в плотнейшей шаровой упаковке (и, конечно же, замотанных в асбестовые одеяла, чтобы не обуглились). У автоматической коробки был ломом выломан отсутствовал ручной режим, хотя на панели и на ручке остались его метки. Коробка была перебрана так, что третья передача была максимальной (и это без всяких L1,2,3, там втыкался только D). На ней невозможно было ехать быстрее 80 км/ч. На 70 км/ч она начинала реветь так, что хотелось остановиться и убежать от этой машины подальше, чтобы не контузило. У нее был особенно большой ход педали газа. Чтобы тронуться ее надо было утапливать практически в пол. Это, видимо, чтобы туристам отбить желание газовать на песке и дать ощущение максимального контроля над динамикой трогания с места. Механическую коробку для этих целей они, наверное, не могли оставить по объективным причинам. Иначе бы у них никто эту машину не брал. Но, честное слово, со старой доброй механикой было бы проще. Ну и самое главное. Вместо раздельных кнопок/ручек включения полноприводного режима, пониженной передачи, блокировки дифференциала и т.д. было всего одно "экстренное" положение. Т.е. кулибины объединили все эти функции в одной. Но дядька сказал, что этот режим нам не понадобится - машина просто нереальный зверь и практически вездеход на воздушной подушке. Он уверял нас, что машина очень нам понравится. Ну ооооочень понравится.
Ну за исключением того, что по прошествии трех дней у нас был тремор всех конечностей от вибрации, болела спина, стертая и оббитая о пластиковые сиденья от езды по неровным дорогам, болели руки от руления и был снижен слух, то мы действительно ни разу не застряли. Хотя видели несколько застрявших, которые как раз завязли там, где мы с легкостью проезжали до этого. Забавно смотреть видео снятые из машины на острове. На них из-за задорного тарахтения не всегда слышно, что мы говорим!

Перед тем, как выдать нам ключи, дядька, немного похожий на механика из нашего автосервиса, которого мы меж собой величаем Карлосоном за комбинезон и комплекцию, посадил нас в "кинозал" с несколькими рядами кресел смотреть стандартный примерно получасовой видеоинструктаж для отправляющихся на остров. Сам очень быстро убежал и плотно-плотно прикрыл за собой дверь. Можно представить, как его тошнит от этого видео.
В видео нам рассказывали и показывали следующее:


  1. Правила езды по плотному песку на дорогах и на пляже. Ограничения скорости, что нельзя резко поворачивать руль, иначе перевернешься, с иллюстрациями смертельных инцидентов. Некоторые банальные вещи вроде запрета алкоголя за рулем. Несколько раз повторяли, что нельзя ездить на подножке джипа (между строк читалось "и для дебилов еще раз, и еще раз"), и чтобы все части тела всегда оставались внутри салона. Даже руки нельзя высовывать, особенно когда едешь по лесу, т.к. ветки могут очень близко подходить к дороге.

  2. Правила езды по рыхлому песку. Как приспускать колеса для лучшей проходимости, и что нужно сразу же подкачивать их при переходе к более плотному покрытию, иначе машина становится очень нестабильной. Что нельзя газовать и резко тормозить. Ну это мы еще в России зимой хорошо усвоили.

  3. Про то, что нельзя водить в темноте, и что нужно четко бдить график приливов и отливов, т.к. в прилив некоторые участки пляжа становятся непроходимыми. Подчеркивалась опасность езды по западному пляжу; на арендованых машинах это и вовсе запрещено.

  4. Правила парковки машин на пляже. Нельзя вставать параллельно движению. Машина должна быть запаркована перпендикулярно линии пляжа, чтобы ее было хорошо видно.

  5. Как пользоваться припляжной территорией. Если готовишь есть, то все остатки, а также воду от мытья посуды надо закапывать на глубину не менее 40 см, чтобы не привлечь динго. Если ходишь в туалет - то же самое, плюс расстояние до любых водоемов (особенно озер) должно быть не менее 50 метров. Весь мусор нужно возить с собой. На острове есть только одно публичное место приема отходов.

  6. Ни в коем случае не кормить, не приближаться и тем более не трогать диких животных. Иначе они привыкают и перестают бояться человека, что чревато. Несколько раз рассказывали про динго, для дебилов и не очень, чтобы даже самые умные люди осознали всю серьезность опасности. Динго очень милые, тощие и умеют давить на жалость, особенно беременные суки с оттянутыми сосками. На деле они могут за мгновенье перейти к очень агрессивному поведению, украсть еду или даже загрызть маленьких детей. Семьям с детьми настоятельно рекомендовли быть особенно внимательными, даже если они ночуют в официальных кемпингах с противодинговыми заборами и воротами.

  7. Костры запрещены. Пожары наносят непоправимый ущерб хрупкой экосистеме песчаных дюн. Если растительный покров сгорает, то начинается лавинообразное увеличение площади открытого песка и ревегетация проходит с большим скрипом. Можно только газовые горелки.

  8. Еще частым рефреном вкрадчивым тоном звучал следующий пассаж: "На острове нет сотовой связи. Всегда трезво взвешивайте опасность ваших действий. Помните, помощь может быть в нескольких часах езды от места трагедии." В случае беды настоятельно советовали незамедлительно звонить на номер 112 соединяющийся через спутник, если даже мобильная связь отсутсвует. А еще повторяли: "Как водитель вы несете ответственность за всех пассажиров. Никогда не теряйте головы."

После инструктажа нужно было отдельно расписаться за технику безопасности. "Свидетельство, что такой-то такой-то все понял. (с новой строки) Я, такой-то такой-то все понял." Число, подпись и несколько страниц мелким шрифтом. Такой серьезный подход добавлял остроты ощущений. Первое время на острове чувствуешь себя космонавтом в открытом космосе, от действий которого зависит судьба всего многонационального экипажа.
Дядька выдал нам заламинированную карту острова и скороговоркой затарахтел, описывая основные достопримечательности и оптимальный план, как посетить их все за три дня и нигде не протупить. Затарахтел как пономарь без чувства, без толку и без расстановки, но в принципе я и так это уже всё знала и сама, когда готовилась к поездке, и от Фила, когда мы с ним в ночи прошлой ночью беседовали об острове. В конце дядька уже добавил по-человечески, так сказать от себя, что по рыхлому песку надо ехать быстро. Если ехать медленно или, не дай Бог, остановиться, то тонешь в песке, а так можно проехать по поверхности. Т.е. песок ведет себя в первом приближении как неньютоновская жидкость и имеет выраженный тиксотропный эффект (дядька, конечно, выражался менее цветисто). А еще взял такой добродушный тон и сказал, что если куда-нибудь врежешься с непривычки - ты не переживай. У нас такое регулярно случается, страховка все покрывает. Главное, чтобы машина не потеряла ход.

А карта была отличная: размером суммарно что-то между А2 и А3, складывалась пополам, заламинированная, достаточно подробная со всей необходимой информацией. Я сфотографировала ее на память телефоном, разложив на земле.




На этой колеснице мы проехали что-то около 15 км до парома в Ривер Хедс. Как раз эта часть пути была очень необычной, т.к. вроде бы едешь по обычной дороге, но ощущения космические. На самом острове уже не ожидаешь, что будет происходить что-то знакомое по предыдущему опыту и колесница вгоняла нас в гораздо меньший когнитивный диссонанс. Просто по шоссе поездку можно сравнить с ездой на велосипеде задом-наперед. Вроде и едешь, и вроде даже на велосипеде, но как будто в первый раз.

В очереди на паром в Ривер Хедс.



Мы приехали заранее и какое-то время просто ждали. Впрочем, лучше прибыть на паром заранее и поскучать, чем его вообще пропустить.



На паром нужно было въезжать задом. Паром был односторонним, а в конечном "порту" назначения негде было разворачиваться, если бы машины въезжали передом, а выезжали задом. Поэтому погрузка заняла какое-то время. Въехать на пандус парома тоже было нелегко. С. до этого всего один раз трогался на этой адской колеснице, сразу как мы в нее сели и поехали в Ривер Хедс, и не мог взять в толк, почему педаль газа нажата почти до конца, машина ревет аки раненый зверь, а вверхь нейдёт. Паромщик сказал ему, что на этой машине нужно серьезно поддавать газку. Видимо, он эту машину уже хорошо знал.



Пока мы ждали парома, то наблюдали, как два дядьки экскурсовода, сопровождающих автобусные экскурсии, громко друг с другом ссорились. По их недовольным и агрессивным крикам было трудно понять ссорятся они из-за работы или из-за личной неприязни. Например, один из них забронировал все места в кемпинге, в который обычно ездит второй. А, может, второй у него вообще жену увел. Мы как воспитанные кролики, старались не вслушиваться.



Плыть было совсем недалеко. Остров был хорошо виден с берега. По пути на остров мы проплывали еще несколько островов помельче, густо поросших мангровыми зарослями.
Люди, приехавшие на автобусе, конечно же, не брали их с собой, а ехали на пароме "пешком". По прибытии они пересаживались на островитянские автобусы повышенной проходимости, управляемые, получается, повышенными проходимцами. Выходит, что проходимцы и на острове легче продвигаются по карьерной лестнице, раз они повышенные.




Мы причалили в месте, где было полтора сарая. Уезжали мы, кстати, не оттуда же, а из Кингсфишер Бэй - полноценного города с асфальтом, домами и магазинами. Видимо, высаживают и загружают на паром в разных местах, чтобы не создавать толкучку.
На выезде с парома было около ста метров асфальтированной дороги, а потом сразу начался песок и лес. Пока мы пробовали разные режимы езды по песку, чтобы освоиться. Почти все машины лихо обогнали нас, и через остров мы ехали уже в одиночестве. Естественно, мы были только рады.



Эта дорога была хорошо укатанной. Позже нам попадались гораздо менее укатанные пути. А еще на следующий день мы видели трактор с прицепом с цистерной. Он поливал колеи водой, чтобы по мокрому плотному песку было легче ехать. Такие тракторы курсируют по всем дорогам, покрывающим остров разреженной сеткой. Просто иногда частоты полива не хватало и дороги превращались в песчаное месиво. Наш аццкий ровер, правда, справлялся хорошо. Нам даже не пришлось ни разу подспускать колеса, чтобы повысить проходимость. Все отлично работало в кулибинском стандартном режиме, хоть и очень громко.



Бывали участки, где даже могли свободно разъехаться две машины. Конечно, их было немного и часто приходилось изголяться, въезжая на крутые скаты дороги, чтобы разъехаться.



Поездка через дождевой лес была очень приятной. Мы пропилили поперек острова, чтобы сразу же выехать на его основную достопримечательность - 75тимильный пляж-автобан.



Выезд на пляж через барьер от динго. Мы выезжали в районе кемпинга Eurong. Поскольку в кемпингах обычно останавливаются семьи с детьми, то они огорожены электрическим забором и такими вот барьерами. Мы видели уже такие на границе Северных Территорий и Южной Австралии. Вдоль решетки на высоте пары сантиметров над землей натянута проволока под напряжением. Машина проезжает беспрепятственно, а динго лапами замыкают цепь.



Первые впечатления от широченного пляжа были просто потрясающими! Впрочем, мне так до самого конца нашего посещения острова этот автобан так и не надоел. Там было просто замечательно ездить на джипе!



За езду по морской воде в прокатной конторе были предусмотрены огромные штрафы. Хотя некоторый деятели вовсю разъезжали по волнам. На вид у них были собственные, а не съемные машины. Ну что ж, хозяин - барин и сам себе злобный Буратино.



Остров практически полностью песчаный. Он образован песком с содержанием кварца до 98%, который вымывается тремя большими реками в Новом Южном Уэльсе к югу от Квинсленда и потом транспортируется на север сильным параллельным берегу течением. Этот песок начал откладываться на вулканическом фундаменте около 750 000 лет назад. За это время успело накопиться 113 кубических километров песка, а песчаные дюны достигли высоты 244 метра. Но, несмотря на это, фундамент все равно проступает в некоторых точках. Как, например, скалы One Tree Rocks на фото ниже. Этот тип породы по-английски называется coffee rock. Это особый вид сцементированного песка. По-русски такого термина нет.



В таких местах дорога отходила от пляжа немного вглубь острова.



Мы остановились поглазеть на скалы.





Восточный берег, по которому мы ехали, со временем размывается. Здесь песка откладывается меньше, чем смывается. Раньше линия берега была существенно дальше в сторону моря. Ожидается, что эрозия только усилится из-за поднятия уровня мирового океана.



На острове обитает несколько видов млекопитающих, например, динго и целых 128 постоянно проживающих человек. Но в основном из позвоночных он принадлежит птицам, рептилиям и земноводным. Сюда даже иногда заплывают гребнистые крокодилы. На пристани в Ривер Хедс висели плакаты, призывающие туристов незамедлительно сообщать в уполномоченные органы, если они встречают этих опасных гадов.



На острове много озер. Мы свернули с пляжа в районе скал One Tree Rocks и поехали к озеру Гаравонгера (Garawongera). По пути проезжали мимо еще одного маленького озера Yidney. Мы ожидали увидеть что-то прекрасное, но оно оказалось просто вытянутым болотом в лесу. В самом Гаравонгера вода была желто-чайного цвета из-за таннинов. В нескольких метрах от берега начинался темный ковер из останков листвы. Это оказался распространеный паттерн. На многих озерах вдоль берега была светлая полоска песка, а потом шла резкая темная граница, хотя глубина не увеличивалась.
Там плавал одинокий ныряльщик в то время как его семья сидела на берегу. Мы посмотрели на это великолепие и решили не купаться. Уж больно напоминало оно наши среднерусские озера. А мы не за тем в Астралию приехали.
В фрейзерских озерах еще часто была очень прикольная тёрка из песка на дне. На фото ее хорошо видно. По ней было интересно ходить босиком.



Вот вынырнула голова.



Немножко походив вдоль озера, мы решили вернуться на пляж. Въезд и выезд на пляж был в районе поселения Happy Valley. Видны все те же кофейные One Tree Rocks.



Там же протекал первый наш более или менее большой ручей. Ручьи периодически встречались, но не все из них были полноводными. С. старался проехать по ним так, чтобы как можно лучше промывало днище, потому как не всегда удавалось избегать накатывающих соленых волн, и нам не хотелось проблем с арендной компанией.



Практически сразу за счастливой долиной мы свернули немного в припляжные кусты и пообедали. На фото ниже наше место обеда. Очень удачно в кадр попал знак. До этого обычных дорожных знаков на пляжах мы не встречали. Стандартное ограничение скорости на пляже - 80 км/ч. В некоторых местах, например при свороте с пляжа в районе скал, как на фото ниже, ограничение было 40 км/ч. В двух местах, где приземлялись самолеты ограничение было 30 и нужно было уступать низко летящим самолетам. Затрудняемся сказать, что нужно делать, если самолет заходит на посадку сзади от тебя, и ты его не видишь. Летит-то он явно не 30 км/ч и в какой-то момент тебя неминуемо нагонит. В центре острова на всех дорогах действует ограничение 30 км/ч. В местах кемпингов или поселений - 10 км/ч.
По факту многие ездили быстрее 80 км/ч. Дорожные условия позволяли. Нам, правда, не позволяли технические и аккустические характеристики нашей колесницы. Поэтому мы четко держали 80. Самое главное было резко не крутить руль. На песке от такого случается полный кувырок всей машины совмещенный с тройным, а то и с четверным прыжком.



Виды на пляж, свежий воздух и отсутствие людей очень поднимали аппетит.



Мы расчехлили свой походный набор. Я сделала себе салат с тунцом, а С. разогрел на горелке "маму дома".  Был у нас еще во времена асприрантуры один знакомый студент с физфака Ваня, который не имел времени, не хотел и/или не умел готовить. Поэтому он покупал себе "еду мужскую 1 кг". Его любимая фирма, производящая такую готовую для разогревания и употребления еду, называлась "Мама дома". С тех пор готовая пакетированная или консервированная еда в нашей семье называется именно так! Мы закупили для С. всяких рагу, гуляшей и супов в консервах, и он все три дня ими питался. Консервы были хорошие - каждая калория на своем месте, а консистенция густая и наваристая. Это в Канаде мы как-то не сразу разобрались и в первый раз купили отстойные жидкие супы с огромными кубиками варёной моркови. Б-р-р-р....



Наше суровое оборудование покрупнее: С. разогревает "мамудома". Кроме того, в меню у С. был еще хлеб и свежий салат, который я откладывала из своей миски перед тем, как добавить туда яйцо и консервированный тунец. На все три обеда и два ужина на острове я ела одно и то же: резала огромную миску салата: кейл + морковь (на мандолине) + помидор + авокадо с оливковым маслом + яйцо + тунец или какие-то другие рыбные консервы. Все продукты прекрасно хранились в холодильном ящике, хотя последние сутки они просто плавали в холодной воде, но это было достаточно, и поэтому дополнительный мешок льда для охлаждения мы решили не покупать.



Место выхода грунтовых вод прямо рядом с нашим привалом. Обилие таннинов делало природную гамму еще более разнообразной.




В этом месте первую часть записи придется прервать. Что поделаешь, если даже спустя полтора года объем впечатлений в буквенном выражении превышает довольно странный лимит жежечки на количество знаков.
Ну, это и в некотором роде логично, ведь часто говорят: "до обеда я делал то-то и то-то, а после обеда совсем наоборот..." Так вот, до обеда (включительно) мы делали все вот это. О том, что мы делали после обеда, в части 2.


Tags: Австралия, море, поездки, фотографии
Subscribe

  • отведаем "буйволиных червей"?

    Совершенно неожиданно для меня самой, мое недавнее расследование про роль ос-бластофаг в опылении инжира, попало в Livejournal Media и принесло мне…

  • фиги - пожиратели ос?!?

    На Фейсбуке сейчас довольно популярен проникновенный текст о том, что из себя на самом деле представляют плоды инжира и как происходит их опыление.…

  • черный палтус и "Обрыв"

    Вчера после зубного я зашла на рынок у Südstadt Center в рыбную палатку. Среди прочих многочисленных сортов я увидела новый: Schwarzer Heilbutt…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments