Оля (enka_letka) wrote,
Оля
enka_letka

ЮА2014: через Сан Паулу в Игуасу

Открываем серию записей про Бразилию, последнюю из четырех стран Южной Америки, что мы посетили в октябре 2014 года.
26 октября 2014 года: хостел Isidoras в Ла Пасе  - аэропорт - пересадка в Санта Крусе - международный аэропорт Сан Паулу - авенида Паулиста и хостел Did's
27 октября 2014 года: хостел Did's - внутренний аэропорт Сан Паулу - Фос до Игуасу - парк птиц - экохостел

На заглавном фото: тукан, один из многочисленных обитателей парка птиц рядом с водопадами Игуасу.

В этой записи мы решили рассказать сразу про два дня, т.к. в один из них кроме дороги из Ла Паса в Сан Паулу у нас фактически ничего и не происходило. Нам предстояло последний раз за тот месяц поменять страну, и в Бразилии мы непременно хотели сначала побывать на водопадах Игуасу, лететь на которые нужно было из аэропорта для внутренних перелетов в Сан Паулу. А из Боливии в Сан Паулу самолеты, естественно, прилетали в международный аэропорт. По каким-то неведомым для нас причинах два этих аэропорта расположены на разных концах города, плюс наложилась пересадка в Санта Крусе и разница часовых поясов, так что вылетев в полдевятого утра из Ла Паса (а значит встав ни свет ни заря!) в Сан Паулу мы прибыли уже к вечеру, в 17:30 и за окном уже было темно. И даже если бы мы смогли быстро переехать в аэропорт для внутренних рейсов, то в этот день рейсов на Игуасу уже не было. Т.о. мы заночевали в Сан Паулу, хотя если было бы можно, то не стали бы задерживаться. Из дороги запомнилась только пересадка в Санта Крусе. Это уже был наш второй раз в этом аэропорту, но в прошлый раз мы были там что-то около 4 утра и очень торопились успеть на самолет, поэтому ничего не помним. В Санта Крусе нужно было забирать багаж и сдавать его снова, т.к. опять же это была смена домашних и международных рейсов. Поэтому мы насладились огромным богатым терминалом, сквозь стеклянные стены которого были видны пальмы и прочий тропический шик сельвы. Удивительный контраст, после высокорий Альтиплано, трудно было осознать, что это одна и та же страна может вот так вот по разному жить - в столице холод и раздрай, а в провинции шик и тропики. С самолёта Ла Пас, раскинувшийся своими краснокирпичными халупами по дну огромного кратера, похож на воронку от взрыва Царь Бомбы. Наверное, примерно так же выглядел кратер от падения метеорита, погубившего динозавров. Санта Крус же имеет бескрайний частный сектор с личными бассейнами и тремя гольфклубами на квадратный километр. Немудрено, что они пытались отделиться от остальной, нищей части. Я отчетливо помню, как в Санта Крусе меня реально начала отпускать горная болезнь, которая стала моим постоянным спутником в течении этих незабываемых шести дней в Боливии. В Бразилии мне уже совсем захорошело. Я уже даже и отвыкла от того, как это жить без горнячки.

При подготовке к поездке я честно изучала списки достопримечательностей Сан Паулу, но достойной посещения показалась мне всего одна - главная улица Авенида Паулиста. Далее цитата: "главная улица Сан-Паулу, бизнес-центр города со множеством небоскребов, в которых расположены банки, офисы, магазины. Проект улицы был разработан в 1951 году инженером Евгенио Жоаким де Лима, который представлял ее копией европейских улиц, таких как Курфюрстендамм в Берлине или Елисейские Поля в Париже. Однако, сегодня Авенида Паулиста больше всего напоминает нью-йоркский Уолл Стрит". Всё остальное в списке - или зоопарки, или соборы, или музе. Про зоопарки мы могли бы подумать, но я уже знала, что у нас в городе будет лишь немного времени вечером, и скорее всего в уставшем состоянии. Вот так и мы оказались в хипстерском хостеле Did's прямо рядом с Паулистой. Важным критерием также было, чтобы до этого места можно было доехать из аэропорта на автобусе. Что мы в итоге и сделали. Автобус ехал страшно долго и поскольку было уже темно, то толком ничего не видели. Я помню, что мы продолжительное время ехали через весьма пошарпанные районы, а С. вспомнил, что там была какая-то огромная эстакада или мост. А еще он на каждой остановке переживал за наши вещи, которые мы сдали в багаж, т.к. водила категорически отказался брать их в салон. С одной стороны там не было ничего ценного, а с другой нам еще предстояла неделя отпуска и дорога обратно и многое из содержимого рюкзаков нам бы еще пригодилось. Ну, в итоге доехали без происшествий.

Мы вылезли на нашей остановке и пошли по достопримечательной Авенида Паулиста в сторону хостела. Достопримечательность поразила нас множественными лежками бомжей. Они кучковались большими группами, лёжа на раскладных картонках прямо на ступеньках больших банков и прочих финансовых учреждений, демонстрируя свое презрение к Капиталу. Мы шли и обсуждали, что при таком климате можно и на картонке жить, это вам не Боливия! Я уж не знаю, как мы выглядели со стороны. Скорее всего очень уставшими и согбенными под своими рюкзаками, но к нам подошел негр, видимо, из одной из лежек и по-английски сказал, что ему стыдно за свою страну. Мы не сразу врубились, что он имеет ввиду, и подумали, что именно про лежки он нам и толкует. Чудак какой-то! Пройдя еще немного, мы получили первый ключ к разгадке, а потом еще немного поговорив с местными таки поняли, за что же ему было стыдно.

На фото - первый ключ к разгадке.

Если вы и после этого не догадались, то стыдно ему было за переизбрание Дилмы Русеф на второй срок. Т.к. было воскресенье, то это произошло вот прямо сегодня. В эту предвыборную кампанию общество было сильно поляризовано, примерно фифти-фифти. Прямо как с затрамповцами и антитрамповцами. Но прорусефцы в тот раз перевесили. Половина бразильского общества вышла на улицы и стала праздновать победу. Мы тоже с ними немного потусовались, хотя ни к Русеф, ни к бразильской политике вообще не имели никакого отношения. Просто, так сказать, повпитывали забесплатно положительных эмоций. Немного перефразируя Фиделя: Viva la Brasilia! Viva la Unión Soviética! Patria o Muerte!

Забавно, что и в Боливию мы приехали на следующий день после переизбрания Моралеса, и в Бразилию аккурат в день переизбрания Русеф. Обоих, правда, через несколько лет погнали энурезными тряпками, но не суть. По впечатлениям от разговоров с местными Русеф последовательно выступала за более социально ориентированную политику, и, видимо, добилась определенных успехов, раз ее поддержали. Но, значит, немалой ценой, раз многие были против.

Хостел наш был очень хипстерский и для хостела не очень дешевый. Мы, разумеется, предпочли отдельный номер с двумя кроватями, а не нары в восьмиместной палате. Такой номер обошелся нам почти в 50 евро, однако, например, полотенца нужно было оплачивать отдельно. Это сейчас мы бы точно поехали в подобную поездку с компактными микрофибровскими полотенцами, которые всегда возим с собой на всякий случай, но тогда пришлось платить дополнительно, и ничего не поделаешь.

Я сохранила еще немного фото на память со странички хостела на букинге:

В хостеле была куча условных прялок и прочих этнографических аксессуаров типа чугунёвого утюга на фото ниже.

На ресепшене сидел чернокожий американец. Он был родом из Нью-Йорка, но сознательно переехал в Бразилию, т.к. она ему по духу ближе, чем загнивающая Америка. Тем не менее от победы Русеф он несколько дистанцировался и говорил об этом событии скорее от третьего лица. Президента он, по-видимому, поддерживал, а еще одна девушка-постоялец Габриэла ему оппонировала. Было похоже, что они продолжают давний спор в разговоре с нами. С Габриэлой мы еще немного пообщались в общей гостиной. Она была из Бразилии, и, честно говоря, мы были уверены, что она сотрудница хостела. Когда мы спросили, где здесь продуктовый магазин, она вызвалась нас проводить, хотя идти было относительно далеко, около километра. По дороге поговорили на разные темы. Общение было очень приятным. То, что она не сотрудница, а постоялец выяснилось, когда мы не обнаружили ее на следующее утро. Я даже написала письмо в хостел после возвращения в Германию, чтобы они поделились контактами. Они ответили, что в эту ночь в хостеле ночевали две Габриэлы, а т.к. фамилии мы не знали, то на этом все и закончилось. Не исключено, что она была вообще не постоялец, а подруга реципциониста и просто зашла потусить. Уж больно расковано она с ним общалась и вообще чувствовала себя в хостеле явно как в своей тарелке.

В супермаркет мы пошли, чтобы купить что-нибудь на завтрак на следующее утро, но поскольку это было давно, то история умалчивает, что же именно удалось купить. Но зато сохранились фотографии фруктов из этого супермаркета: манго, а также двух новых экзотических фрукта, которые я купила из любопытства. "Груши" - это jambo rosa = джамбоза, помароза, или розовое яблоко. По вкусу оказалось не очень интересное: хрустящее и слабосладкое, похожее скорее на овощ, чем на фрукт, но вот его я по вкусу почему-то запомнила хорошо, а вторую находку - ягоды жаботикабы совершенно забыла. Пришлось обновлять знания в интернете.

Жаботикаба (джаботикаба, жубатикаба, бразильское виноградное дерево) - это тоже растение семейства миртовые, как и помароза. Понравилась нам гораздо больше. Благодаря фото в разрезе, найденному в интернете, и описанию вкус вспомнился: кожица имеет горький привкус из-за высокого содержания танина. Поэтому в пищу используется только выдавленная мякоть ягоды. Она желеобразная, сладковатая, очень нежная, напоминает вкус виноградины. При написании записи выяснилось, что плоды растут гроздьями на стволе и главных ветвях. Это явление называется каулифлория. Я тоже хочу собирать джаботикабу!

Окна хостела выходили в очень узкий дворик, что-то типа вентиляционно-осветительного колодца. Мы такие еще в Ментоне во Франции встречали.

На следующий день мы улетали в Фос до Игуасу чуть после обеда, и чтобы на месте не голодать и на заниматься поискать еды, решили загодя пообедать. В самом аэропорту нам ничего не понравилось, мы сдали багаж и пошли по пешеходному мосту в буфет al kilo (то есть "еда на вес"), что находился на другой стороне от шоссе, ведущего в аэропорт. Помещение было очень просторным и там было очень много экипажей с униформе всех возможных цветов. "Ну раз пилоты тут едят, то место хорошее," - подумали мы. Это был наш первый буфет на вес в Бразилии, и он нам очень понравился, так что мы и дальше старались есть в таких буфетах. У С. из-за чая из коки против горной болезни в Боливии совсем пропал аппетит и он страдал, т.к. не мог понять, голоден он или нет, пока не начинала болеть голова. Всякие вкусности и пряности буфета начали возвращать ему вкус к жизни и еще и поэтому мы ходили с такие места за "терапевтическими" блюдами. В отличие от многих азиатских буфетов в этих бразильских буфетах был большой выбор сыров, овощей, рыбы и мяса, и это не было в конец пережарено. Ну и можно было попробовать всего по чуть-чуть, а не брать одно большое блюдо.

Прилетели мы в Фос до Игуасу уже часа в четыре дня. По дороге бравые сотрудники аэропорта порвали нам наш чехол на рюкзак. Т.е. он почти выдержал месячную поездку с кучей перелетов. Мы взяли такси до нашего экохостела в лесу в непосредственной близости от входа на водопады. На водопады мы решили пойти уже на следующий день, а в этот день сразу же по заселении побежали осматривать до темноты парк птиц.
Когда я планировала поездку, то читала в интернете, что одного дня на Игуасу достаточно, чтобы все посмотреть. У нас были как раз сутки: мы улетали на следующий день вечером. И это лично нам показалось абсолютно недостаточным!!! Формально, чтобы сходить на экскурсию и посмотреть парк птиц действительно не нужно много времени - до обеда на водопады, после обеда в парк и всё. Но программу можно было бы  сделать существенно более разнообразной. Я заложила четыре дня в Рио, но вот как раз Рио можно было бы урезать до двух дней, т.к. мы бродили по нему все эти четыре дня и уже дождаться не могли, когда это закончится. А на Игуасу времени нам катастрофически не хватило, так что придется ехать еще раз :)

Вход в парк птиц.

Первым делом в парке птиц любуешься на рыб. Постмодернизм и диалектика!

Таблички с информацией мы не фотографировали, поэтому на начало поиска точных названий мы не знали. В этом случае мы просто набрали в интернете "красный ибис" и это он и оказался. Птица живет до 20 лет. Водится вдоль северо-восточного побережья Южной Америки и копается своим длиным носом в тине. А еще в период размножения у них отрастают горловые мешки.

Но больше всего в парке было, конечно, попугаев всевозможных расцветок.

Фламингойога. Упражнения на равновесие эффективно тренируют очень большое количество групп мышц.

Многоцветный лорикет. Ну чтобы этих красавчиков увидеть, в Бразилию ехать не надо. Их везде хватает, но в естественных условиях живут они в Австралии и Океании. Просто толпы их мы видели в дикой природе в декабре 2019 года в Бэтчелоре в Австралии.

Гиацинтовый ара - уязвимый вид. Живет на небольших пятачках джунглей в ЮА. Из-за отлова, пожаров и уничтожения естественных мест обитания его популяция сильно пострадала в 20м веке.

Африканский гость - венценосный журавль - тоже уязвим.

Краснокрылый тинаму. Между собой мы прозвали ее сумасшедшей куропаткой. Вид имеет лихой и придурковатый, т.е. согласно Петру первому, идеально подходит на роль подчиненных, чтобы не смущать начальство. Птица местная, неохотно и плохо летает. Сами бы мы не определили, но google lens помог.

Плюшевоголовая разноцветная сойка. Тоже местный вид.

Сумасшедшая куропатка угомонилась. Судя по ее виду, она до сих пор недоумевает, что она оказывается не курообразная, а тинамообразная. Кто бы мог подумать! Вся жизнь псу под хвост.

Хохлатый кракс.

Красногрудый тукан. Этих красавчиков в парке было, конечно, не больше, чем ара и прочих попугаев, но тоже очень много. Что ни говори, птица эффектная.

Бритвоклювый кракс (справа) и я (слева). Если бы я знала, что птица бритвоклювая, то испытывала бы к ней больший пиетет. "А мог бы и полоснуть..." (с)

Большой тукан.

Фото разных птиц мы нащелкали существенно больше. Просто часть из них получилась очень мутная. В парке естественным или искусственным образом была создана достаточно густая тень и кадры элементарно смазывались из-за наших изможденных трехнедельным путешествием дрожащих рук.

Розовая колпица - обитатель флоридского Эверглейдса. Ее едят крокодилы и пумы.

Ну, этой птицей почти никого в мире не удивишь - большая белая цапля - обитатель (по крайней мере сезонный) почти всего глобуса. Интересно, что в парке птиц была почти четверть птиц, которые водятся на территории России. Стоило, как говорится, ехать так далеко? Другое дело, что многих из них мы никогда не видели, например, каких-нибудь степных дроф или дальневосточных журавлей, но все-таки...

Игуана обыкновенная - тоже местный вид. Вот пример здорового отношения к жизни. Большой Лебовски всех позвоночных. У них режим - нажремся и лежим.

Угольные черепахи на моционе.

Бразильская украшенная черепаха. Смотрела на нас очччень дерзко. Хорошо, что мы были не очень близко, а то бы тяпнула.

Судя по форме морды - аллигаторы.

В парке под вечер было очень приятно. Уже близилось закрытие, людей почти не было. Деревья давали прохладную тень. Да и после высокогорий Боливии такое буйство жизни ошеломляло.

Мы шли по очень тенистым безлюдным дорожкам и путь нам преградила большая ящерица. С такого ракурса и в темноте трудно сказать, но скорее всего это тегу. Причем это не специально выращиваемый в парке вид, а просто забежавшая снаружи рептилия.

Тегу довольно продолжительно смотрел на нас, а мы на него. Потом он все таки решил, что лучше ретироваться и проворно ушелестел в листву.

Южноамериканская гарпия обитает почти на всей территории Бразилии.

Примечательна не только сложным выражением лица, но и широко расставленными ногами.

На дереве рос филодендрон двоякоперистый. Мы сначала подумали, что это паразит такой или просто случайно выросшее на дереве растение, но это оказалась такая необычная лиана. Видимо, ее просто обрезали снизу.

Братаюсь с зеленощеким амазоном.

Возле его клетки висела табличка "Пальцы не совать - птицы кусаются", но эта лапа так терлась о клетку и просила, чтобы ей почесали за ушком и потерли спинку. "Ну что Вам трудно что ли?"
Мы, наверное, минут пять по очереди терли спинку, но потом это птице наскучило и она укусила руку дающего чешущего.

Рыжеголовый белобрюхий попугай как бы всем своим видом говорит нам: "Ну и чё уставились, а?!"

Давным-давно, когда я еще в школе самостоятельно учила французский, у меня была кассета с примерно таким проникновенным текстом:
Le douanier regarde Valerie... (Таможенник смотрит на Валери)
Valerie regarde le douanier... (Валери смотрит на таможенника)

Только здесь я вместо Валери и ара вместо таможенника. Там на кассете дальше еще было про незаконные трехлитровые флаконы духов, но мы с попугаем разошлись с миром. Просто друг на друга попырились.

Это все происходило в большом вольере с толпами ара разных расцветок.

Еще амазоны. Эти, видимо, не кусаются, поэтому их не стали изолировать в клетку. Хотя по фото можно подумать, что дальних попугай таки пристраивается к моей руке и уже готов ухватить.

Было интересно наблюдать, чем занимаются попугаи в группе. Некоторые социализировались, как двое красных ара на фото ниже, некоторые кусали друг друга, некоторые кусали свои лапы или рыли ямы в земле, но большая часть ничего не делала или лазила кверху ногами по сетке под потолком.

Желтоплечий синелобый амазон зачем-то притащил на скамейку горсть щепок. Не иначе что-то замышляет.

Рике с хохолком хохлатая кариама.

В парке был небольшой павильон с бабочками.

Но бабочки там были неинтересные, поэтому мы по большей части пофоткали гусениц и куколок. Куколки-то номерные!

Мы пробыли в парке до закрытия. В какой-то момент мы встретили сотрудника, который попросил нас выйти, что мы и сделали. Мы бы могли там и дольше пробыть, т.к. полтора часа было нам маловато, но на следующий день мы бы в парк точно не успели. Поэтому решили, что еще туда вернемся. После посещения Игуасу на следующий день мы точно решили, что вернемся, т.к. не успели много всего интересного.

Мы пешком вернулись в хостел и стали наслаждаться благами цивилизации, а именно мыться! Хоть прошлую ночь мы тоже ночевали в нормальном хостеле, я до сих пор была в шоке от обилия горячей воды и (особенно!) от ее напора. Экохостел был расположен в лесу в пешей доступности от входа на водопады и в парк птиц. При этом он был не из дешевых. Видимо, из-за своего расположения, экологичности и т.к. у нас был отдельный номер. Номер производил немного колониальное впечатление. Вся мебель была из массивного темного дерева.

Уже в глубоких сумерках мы поужинали в прилагающемся ресторане под навесом. Фото сделано на следующее утро. За соседним столом сидела группа пожилых немцев.

Ну и конечно, помывшись и поев, мы не могли обойти вниманием местный бассейн. О бассейне мы в Боливии даже мечтать не могли! Хотя теоретически у нас была возможность искупаться в горячих источниках в пустыне, но мы в них не полезли в связи с начинающейся простудой, жутким холодном на улице и отсутствием полотенец. Но тут нас ничего не могло удержать от посещения бассейна! Другие постояльцы с удивлением смотрели, с каким энтузиазмом мы плескались в воде. Они явно не были до этого в Боливии.

В общем, ощущения от хостела были космические. Мы отлично выспались на накрахмаленых простынях и утром пошли на водопадное дело. Но об этом в следующей записи.

Tags: Бразилия, поездки

• флаги полощет

Красная площадь флаги полощет, А в коридорах на физфаке Флаги многообразия. (хокку про выставку флагов) Красная площадь флаги полощет... Помните…

• +фрау доктор, гриль и быстрый хумус

Большое дело как диссертацию Отметить надо чем-то большим. Стейками и арбузом! (хокку про гриль-вечеринку в честь защиты Иры) Во вторник после…

• 2 contemp tracks

Спроси меня, какую Музыку я слушаю? Я слушаю ... тишину! (хокку про музыку) Я уже очень давно не слушаю музыку. Если музыку включить надо,…